Город свободных предпринимателей - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Город свободных предпринимателей

Город свободных предпринимателей

На днях в Алматы прошло заседание казахстанских предпринимателей, объединенных в профессиональные ассоциации, совместно с руководителями Департамента малого бизнеса г. Алматы.

  • 15 Марта 2004
  • 1192
Фото - Caravan.kz

На встрече присутствовали также работники государственных контрольно-надзорных служб, также внимательно слушавшие горячие споры, развернувшиеся между бизнесменами.
Темой, вызвавшей столь острую полемику стало предстоящее проведение конкурса на звание «Лучший предприниматель», дебютировавшего в прошлом году и вызвавшего неоднозначную реакцию бизнес-сообщества южной столицы.
Вообще говоря, идея подобных профессиональных конкурсов, как говорится, носилась в воздухе. Малый и средний бизнес южной столицы переживает период бурного роста.
Это видно по стремительному росту налоговых поступлений: за период с 1998 по 2003 году они увеличились с 4,8 млрд. тенге до 35,7 млрд. тенге. Алматы объявлен городом свободного предпринимательства, но конечно, есть еще немало острейших проблем, которые заставляют скептически относиться к этому определению.
Не изжит еще разнообразный чиновничий рэкет, количество разнообразных проверок, которыми подвергаются предприниматели, превосходит все разумные пределы, высока налоговая нагрузка, трудно взять кредит в банке и т.д. Высока и «теневая» составляющая бизнеса. По словам ведущего встречи, директора Департамента малого бизнеса С. Туржанова, сегодня, по оценкам, около 30 процентов бизнесменов предпочитают работать полулегально, не показывая своих реальных доходов, боясь разориться из-за высоких ставок налогов и социальных отчислений.
Необходимость защиты предпринимателями своих прав, осознание ими своей роли в обществе и потребность структурирования различных сегментов рынка, привели к созданию многочисленных профессиональных общественных объединений, ассоциаций, форумов и конгрессов. Дело это новое, непривычное, сопряженное с немалыми организационными и даже мировоззренческими трудностями.
Как объединять в единую организацию, обязанную действовать согласованно, компании, которые по самой своей сути являются яростными конкурентами в рыночной борьбе?
Какие формы должны принять эти объединения, чтобы обеспечить, с одной стороны — эффективную лоббистскую работу в органах власти, немыслимую без сильного управленческого аппарата, а с другой стороны — демократизм принятия решений?
Последние пару лет шло довольно мучительное становление профессиональных ассоциаций, и нельзя сказать, что процесс этот и сегодня полностью завершен. Многие из ассоциаций действуют слабо и вяло, по сути существуя лишь на бумаге. Другие, напротив, очень активно включились в диалог с властью, в принятие управленческих решений, и добились немалых успехов в этом направлении. Некоторые из них сумели представить в правительство целые отраслевые программы развития на десятилетний и даже двадцатилетний период.
Некоторые бизнес-сообщества сосредоточили свои усилия на работе с законодательными органами, лоббируя определенные законы.
Не всегда их усилия приводили к желаемому результату, но порой им удавалось повлиять на изменение наиболее одиозных законодательных установлений, мешающих им нормально работать. Сегодня, по данным акимата, в Алматы действуют 70 различных ассоциаций и других объединений предпринимателей.
Вот и конкурс на лучшего предпринимателя, открывшийся в прошлом году, должен был, по мнению организаторов, способствовать повышению социального статуса бизнесменов, их моральной реабилитации и выводу из теневого оборота сотен и тысяч предпринимателей.
А с другой стороны конкурс — это такое же продолжение конкурентной борьбы, но отличающийся тем, что теперь у этой борьбы имеются определенные писаные правила. Здесь большую роль играют, конечно, соображения профессиональной гордости и престижа (Как это, мой сосед — коллега по профессии, «заклятый друг», окажется вдруг лучше меня?). Но не только они: участие в таком конкурсе профессионалов, не говоря уже о победе в нем — это мощнейший рекламный и «пиаровский» ход, предпосылка широчайшей раскрутки своего бренда и, соответственно — получение преимуществ в конкурентной борьбе и извлечение из этого немалых доходов. И это вовсе не «звездная» болезнь или неудовлетворенное тщеславие — это бизнес. Звание «Лучшая компания», подтвержденное соответствующими решениями сообщества профессионалов, медалями и дипломами, очень ободряюще действует на клиентов и умножает их число, а стало быть — и прибыль.
Поэтому уже в прошлом году вокруг конкурса развернулась весьма острая и порой нелицеприятная борьба. Были споры и по критериям отбора, и по персоналиям конкурсантов. Острая борьба шла и в ассоциациях, каждая компания претендовала на высокое место и не хотела уступать. Рассказывают, что на этой почве многие из руководителей компаний рассорились, что говориться, насмерть и из доброжелательных коллег превратились в отчаянных противников. В конкурсе приняли участие около 500 фирм, победы добились 35 предпринимателей и 25 общественных организаций бизнесменов.
После подведения итогов бизнесменами было высказано немало претензий. Конкурс объявили поздно, в середине года. Подачу заявок обставили множеством условий, выполнить которые все предприниматель мог бы только за счет немалых потерь своего времени. Участие в конкурсе могли принять не все компании, а только объединенные в ассоциации или другие общественные объединения, что также ограничивало предпринимателей. И, наконец, конкурс проводился только по шести номинациям — «Лучшая женщина — предприниматель», «Лучший предприниматель в сфере производства», «Лучший предприниматель в сфере услуг», «Лучший фермер — предприниматель», «Лучшая общественная организация предпринимателей», «Предприниматель года».
Это, конечно, сущий мизер для огромного города, с десятками тысяч фирм и компаний и почти полумиллионом людей, работающих в малом и среднем бизнесе.
Подведение итогов прошлогоднего конкурса — это отдельный разговор и «больная тема» для Департамента малого бизнеса Алматы, которого бизнесмены до сих пор за это упрекают. Победителей просто вызвали в департамент, и тихо, без шума и фанфар, как говорится, в рабочей обстановке, вручили им награды. Ни пресса, ни общественность, ни даже многие из коллег об этом не узнали, а те, кто узнали — не придали значения. Это обстоятельство сильно ударило по репутации конкурса и обидело многих его участников.
С.Туржанов на заседании заявил, что сейчас акимат учел прошлые ошибки. Конкурс объявляется в самом начале года, к участию в нем призываются абсолютно все предприниматели, как входящие, так и не входящие в ассоциации. Но функция оценки и контроля заявок возлагается именно на них: ассоциации сами должны выработать правила и критерии, по которым общая комиссия будет оценивать конкурсантов. Решение, думается, правильное, поскольку для каждого вида бизнеса имеются свои критерии достижений, и для оценки их в акимате просто не набрать соответствующих компетентных чиновников. Однако необходимы и общие требования, которые все конкурсанты должны выполнять: прозрачность бизнеса, отсутствие долгов перед бюджетом и т.д.
Решено также значительно увеличить количество номинаций — с шести до шестнадцати. Появились номинации «Лучшая риэлторская компания», «Лучший молодой предприниматель», «Лучшее мебельное предприятие», «Лучшая аптека года», «Лучшее предприятие в сфере легкой промышленности» и другие.
Конкурс начнется в марте и подведет итоги в октябре 2004 года — и теперь уже, как заверил С. Туржанов, в торжественной обстановке, в лучшем зале города, с концертной программой.
В ходе развернувшейся полемики было решено, что в течение недели ассоциациями будут подготовлены правила и регламент конкурса по каждой профессии и номинации.
Для придания конкурсу массовости, для привлечения бизнесменов наметили широкую информационную и пропагандистскую компанию. «Конкурс важен и для того, чтобы привлечь в ассоциации новых членов» — эта мысль также звучала в собрании. Даже в самые мощные профессиональные объединения, например, мебельщиков, пищевиков или риэлторов, входит меньшинство фирм, работающих в этой сфере бизнеса. Большинство предпринимателей предпочитает «неорганизованную» форму бизнеса, руководствуясь только своими планами и надеждой на коммерческую удачу.
Из всех существующих в Алматы частных предприятий в ассоциации объединены чуть более 5 процентов. Правда, следует отметить, что это, как правило, достаточно серьезные и солидные фирмы, многие годы работающие в этой сфере.
И по объемам производства они чаще всего опережают «вольные» компании. Но все-таки рост числа членов ассоциаций, рост влиятельности профессиональных объединений, увеличение на рынке доли структурированного, цивилизованного бизнеса, остается для предпринимателей важной задачей.