Горькое лекарство - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Горькое лекарство

Горькое лекарство

Сфера фармацевтики, производства и торговли лекарствами всегда была средоточием острейших экономических и социальных интересов.

  • 20 Августа 2004
  • 1510
Фото - Caravan.kz

Фармацевтика сегодня — огромный и очень выгодный бизнес. Нынче эта отрасль своими финансовыми достижениями, объемами средств, которые в ней задействованы, заткнула за пояс многие другие и продолжает стремительно развиваться.
Чрезвычайная выгодность производства лекарств обуславливается особенностями этого товара: он компактен, может храниться достаточно долго, очень востребован потребителями, а главное — этот товар с высокой добавленной стоимостью, значит — достаточно дорог. Неслучайно сфера фармацевтического бизнеса стала прерогативой крупнейших транснациональных химических компаний, которые сегодня выпускают до 70% всех лекарств, производимых в мире.
Каждая страна стремится обеспечить свое население хорошими и доступными по цене лекарствами — и у каждой решение этой задачи сталкивается с немалыми проблемами. Не стал исключением и Казахстан, в котором лекарственная проблема периодически то обостряется, то замирает.
В январе этого года Президент подписал Закон «О лекарственных средствах», который должен создать законодательные предпосылки, чтобы граждане страны могли всегда купить в аптеках нужное им лекарство.
В нем определяются права и обязанности производителей лекарственных средств, а также контролирующих органов, в лице Государственной фармацевтической инспекции, за качество и номенклатуру выпускаемой продукции, определен порядок ее сертификации и продажи. В закон включена новая, ранее неизвестная норма — ответственность врачей за назначение и использование лекарственных средств, установлены пределы вмешательства в этот бизнес государства, в лице его уполномоченных органов.
То, что этот закон был необходим, говорили давно. Рынок фармпрепаратов в Казахстане сегодня находится в сложном состоянии. Как подсчитано специалистами этой отрасли, медиками и социологами, сегодня рекомендуемая документами и стандартами ВОЗ расчетная потребность Казахстана в лекарственных средствах составляет 25 долларов в год на человека или, примерно, около 400 млн. долларов США.
Сегодня отечественные производители лекарств и препаратов производят в год своей продукции примерно на 20 -22 миллионов долларов. Причем качество их, увы, оставляет желать лучшего, благодаря чему даже те лекарства, которые производят казахстанские фирмы, проигрывают конкурентную борьбу на очень жестком фармацевтическом рынке.
Зачастую люди просто перестают их покупать, предпочитая им зарубежные аналоги.
Иного трудно и ожидать, поскольку ни один из отечественных производителей лекарств не имеет сегодня международных сертификатов качества.
Естественно, что «свято место пусто не бывает» — и освободившуюся нишу на рынке страны стали заполнять импортные лекарства. По самым скромным подсчетам сегодня импорт лекарств и медицинских препаратов, а также компонентов для них составляет в год до 300 млн. долларов. И это без учета «серого» и «черного» импорта — то есть, попросту говоря, контрабанды , которая, по мнению компетентных людей, занимает сегодня до 20% этого рынка. «Полузаконный» и просто незаконный, без контроля качества, ввоз препаратов ведет к тому, что Казахстан ежегодно недосчитывается из-за этого нескольких десятков миллионов долларов таможенных и налоговых сборов. А кроме того, наш потребитель, польстившись на яркую упаковку и громкое имя, зачастую получает вместо хорошего лекарства «пустышку», плацебо, которое совершенно не помогает излечить его от хвори. Причем, расходуя на эти лекарства весьма солидные средства: в среднем импортные препараты продаются в аптеках на 50-300 — и даже на 500% дороже!
Видятся два пути решения этой проблемы. Первый — предельно строго контролировать качество и объемы ввозимых на территорию страны лекарственных средств. В этом отношении, надо признаться, сделано немало. Созданный порядок, определяемый действующими «Правилами оптовой реализации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения», утвержденными Приказом Минздрава в феврале 2004 года, казалось бы, доводят эту систему до совершенства. Деятельность оптового продавца лекарств обязательно лицензируется, в аптеки и аптечные киоски они поступают только с аптечных складов, обязательно в сопровождении многочисленных сертификатов происхождения и качества. Строгие требования предъявляются и к помещениям, персоналу, порядку учета и хранения лекарств, их списания в связи с истечением срока годности и т.д.
Жесткий регламент существует и для розничных продавцов лекарств — для этого также существуют Правила, утвержденные Минздравом. Буквально каждый шаг фармацевтов и продавцов здесь расписан, установлена и ответственность за их нарушения.
Казалось бы, поставлен надежный барьер перед выбросом на рынок некачественных зелий. Однако, как не стараются контролирующие службы, как не «втискивают» рынок в нормы регламента — количество некачественных лекарств на нем не уменьшается, а те, что есть — очень дороги. Видимо, одними административными средствами и усилением ведомственного контроля, здесь не обойтись, нужны экономические методы, рыночные «рычаги», чтобы исправить ситуацию.
Второй путь — восстановление, или, скорее — создание современной отечественной фармацевтической промышленности. Вот самое благодатное поле для внедрения в производство новых, современных технологий, причем в сфере, которая изначально не может быть экономически невыгодной, поскольку лекарства нужны всегда и всем. Конечно, при условии правильной организации дела и хорошей маркетинговой и рекламной стратегии.
О необходимости развития собственной фармацевтической промышленности в Казахстане говорится давно, много и на разных уровнях. Еще до эпохи независимости страны этот вопрос ученые, медики, политики ставили и перед союзным, и перед республиканским Правительствами. Причем уже тогда речь шла не только о производстве в Казахстане лекарственных средств известных в мире фирм и компаний, но и организации производства отечественных, оригинальных лекарств. И что в результате?
Сегодня, огромными усилиями, страна добилась, что потребность населения в медицинских услугах удовлетворяется на 80-85 процентов. В то же время потребность людей в лекарствах отечественными фармацевтическими предприятиями обеспечивается едва ли на 10 процентов. Причем это, в основном, лекарства из растительного сырья и для наружного применения. Более же сложные препараты, даже если они выпускаются на импортном оборудовании, чаще всего производятся с нарушениями технологии, что обязательно ведет к снижению их качества.
Да и трудно ожидать иного, поскольку то импортное оборудование, которое находится на вооружении наших фармацевтических фирм, уже отслужило свой срок, и закупается на Западе по дешевке. Оно просто не позволяет соблюсти все мельчайшие, но очень важные, элементы технологии.
Уже много лет казахстанские предприниматели пытаются решить эту наболевшую проблему. Интерес к созданию в Казахстане современных фармацевтических производств проявили производители лекарств из Германии и Испании, США и Индии. Были даже попытки начать строительство крупного фармацевтического завода в Казахстане. Однако, все они окончились неудачей.
Главным препятствием стал вопрос определения источника финансирования. Банки к таким проектам относятся очень опасливо, требуя адекватного залога — а ведь речь идет о десятках миллионах долларов, причем на длительный срок.
К тому же их высокие проценты за кредит не позволят новому производству стать быстро рентабельным — все уйдет за долги.
Государство также не хочет вкладывать деньги в проект, который принесет прибыль только в неопределенном будущем. Но оно к тому же не готово и давать свои гарантии иностранным бизнесменам, которые могли бы рискнуть и вложить в проект свои деньги, несмотря на явную социальную выгодность развития этого направления экономики. Ведь сегодня Казахстан очень беззащитен в лекарственном отношении, перед, не дай бог, неожиданными катаклизмами или техногенными катастрофами. Прекратись внезапно импорт лекарств — и где мы все можем оказаться? У нас не хватает даже простейших, обычнейших лекарств и препаратов — что уже говорить о потребностях таких сложных сфер медицины, как хирургия, онкология, и многие другие! В маленьком Кувейте работают 10 фармацевтических фабрик, в Турции — 68, причем они не только выпускают отличные лекарства, обеспечивая свое население, но и широко продают их за рубеж. И нам необходимо идти по этому пути.
Думается, оба из этих главных путей решения лекарственной проблемы в стране должны развиваться параллельно, не в ущерб друг другу. Импорт лекарств в ближайшей, да и среднесрочной перспективе, будет оставаться важнейшим источником наполнения нашего рынка, обеспечивая наших граждан необходимыми им средствами против болезней. Необходимо только резко поднять качество поступающей на прилавки лекарственной продукции, а для этого, наряду с жестким контролем, необходимы и шаги государства для введения экономических стимулов для добросовестных производителей и торговцев.
И развитие фармацевтической промышленности должно стать одним из приоритетов Стратегии индустриально-инновационного развития, которая вскоре начнет реализовываться в стране.
Это даст отрасли необходимое внимание со стороны государства и, что самое главное — необходимые финансовые средства, чтобы процесс этот не затянулся на десятилетия.