Чтобы посмотреть, как живут “корабли пустыни”, не нужно ехать за тридевять земель, куда-нибудь в Кызылкумы. В 60 километрах от Алматы, недалеко от города Есик, есть верблюдоводческое хозяйство.
Вообще-то, верблюд – животное капризное, свободолюбивое, и приручить его достаточно сложно.
Но обитатели фермы хорошо адаптировались к стойловому содержанию, привыкли к местному климату. Сейчас в хозяйстве живут только одногорбые верблюды-дромадеры. В отличие от своих двугорбых вьючных собратьев-бактрианов они отличаются спокойным нравом и дают больше молока.
Обычно животные находятся в открытых загонах. В кошары заходят, только если на улице сильный холод или, наоборот, жара невыносимая.
Часто на ферму посмотреть на верблюдов приезжают иностранные туристы. Для них верблюд сам по себе уже экзотика. А тот, который дает молоко, позволяет себя гладить, – и подавно!
Кстати, двугорбые верблюды, которые не так давно тоже жили на ферме, прославились как… артисты. Они принимали участие в съемках казахстанских фильмов “Кочевник” и “Сардар”.
Обыск карманов – любимое занятие
Мы не решились подойти близко к загонам с животными – наслышались о том, как верблюды плюются в незнакомых посетителей. Но увидев наше замешательство, зоотехники успокоили: одногорбые верблюды – “культурные” животные, и в человека они не плюют.
К появлению чужаков взрослые особи отнеслись равнодушно. А те, кто постарше, и вовсе отвернули головы. Зато юные верблюжата вытягивали шеи, пытаясь попробовать на вкус наши сотовые телефоны и фотоаппараты. Животные посмелее дали себя погладить. А явные забияки пытались ухватить зубами руку. Если не получалось, отвязывались на товарищах, кусая их за горбы.
– А знаете, кого не любят верблюды? Врачей в белых халатах и запах лекарств, – рассказала зоотехник Нина Кучина.– Мы делаем верблюдам прививки, и эта процедура им ужасно не нравится. Но вообще, наши животные довольно добродушны. У нас жил верблюд по кличке Мишка, так его часто кормили с рук. У наших зоотехников он обыскивал карманы. Если находил что-нибудь съестное, забирал добычу себе.
Лишь во время брачного периода – с конца января по май – к самцам-производителям лучше не подходить: свои эмоции они не контролируют!
Пенсионный возраст – не помеха!
Кстати, о продолжателях верблюжьего рода. Ежегодно весной в хозяйстве ждут прибавления.
Каждый новорожденный – всегда радостное событие, ведь верблюды размножаются достаточно редко как в дикой природе, так и в неволе. Первое потомство верблюдица может принести только через четыре года. Самка верблюда вынашивает детеныша ровно год. В среднем за свою жизнь она приносит 8 малышей.
В отдельных загонах живут самцы-производители. На каждого из них приходится по 30 самок. От верблюдиц они заметно отличаются огромным весом. Некоторые самцы весом с тонну – это ж целая гора!
Гордость хозяйства – двадцатилетний “донжуан” Яшка. Как шутят сотрудники хозяйства, его возраст уже близок к пенсионному, однако свои обязанности верблюд выполняет исправно. Во время брачного периода тяжеловес теряет 200–300 килограммов веса! Зато у него крепкое и здоровое потомство.
Право первого глотка
Часы показывали полдень. Директор хозяйства пригласил посмотреть, как проходит дойка верблюдиц.
Пропустить это зрелище было бы непростительной ошибкой! Ведь это целый ритуал. В хозяйстве 215 дойных самок. Доят их три раза в день: в шесть утра, в час дня и семь часов вечера.
Процесс начинается с того, что из одного загона зоотехник по очереди выводит верблюдиц. В это время из другого загона выводят их верблюжат. Рабочие даже не смотрят на номера верблюдов, знают мам и детей, как говорится, в лицо.
Малыш присасывается к вымени верблюдицы, а через пару минут подходит доярка. Почему право первого глотка предоставляется малышу? Зоотехники объяснили: все дело в особом рефлексе верблюдиц – если малыш не пососет вымя, верблюдица откажется давать молоко. Затем зоотехник уводит малыша в сторону. Доярка с ведром в руках становится возле верблюдицы и, стоя на одной ноге, начинает дойку. Второй ногой она поддерживает ведро снизу.
– Большинство верблюдиц относятся к процессу спокойно, каждая знает свою хозяйку. Но некоторых, особо строптивых, приходится держать, а то и вовсе связывать им ноги, – говорит нам доярка с семилетним стажем Баян Тогайбаева. – За одну дойку доярка обслуживает более двадцати верблюдиц.
За две-три минуты в ведро набегает 2–2,5 литра молока. Больше пяти-шести литров молока в день верблюдица не дает. Летом обычно надои возрастают, зимой молока меньше.
После верблюдицу вновь помещают с малышом в загон, где он спокойно досасывает ценные капли. А через 10–15 минут вымя вновь наполняется молоком – это удивительная особенность организма верблюда.
Удержаться от дегустации свеженадоенного верблюжьего молока было трудно. Мы загадали желание и глотнули… знакомое с детства молоко. Только со второго глотка понимаешь, что от коровьего оно все же отличается солоноватым вкусом и более высокой жирностью.
А в чае даже эти отличия оказались незаметны!
Полосу подготовила Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото)