Алматинский городской филиал партии «Нур Отан», пригласивший все заинтересованные стороны, чтобы попытаться выработать некую общую позицию и начать распутывать конфликт, взялся тем самым за очень сложное и вряд ли благодарное дело.
Суть конфликта проста — жители недовольны условиями компенсации. Данная, привычная для наших условий схема конфликта, далее обрастает массой деталей, которые зачастую невозможно объективно оценить. Стороны приводят диаметрально противоположные друг другу факты и мнения. Например, жильцы, объявившие голодовку в знак протеста против подачи на них в суд застройщиком, заявляют, что представитель компании-застройщика перед тем, как подать в суд, с ними ни разу не встретился и никакой подготовительной работы не проводил.
Застройщик же заявляет, что обойдены были буквально все жители этого района, им были предложены приемлемые условия компенсации, что подтверждается таким фактом: из 260 собственников, проживающих в этом квадрате, со 170 были заключены добровольные соглашения, они получили компенсации и написали в компанию «СитиСервисИнвестСтрой» письма с благодарностью.
В ответ на это голодающие и их многочисленная группа поддержки, состоящая из представителей некоторых политических партий и ряда экспертов по оценке недвижимости, говорят, что им предлагались в виде компенсации квартиры, совершенно не соответствующие изымаемой собственности. То двухкомнатная квартира вместо трехкомнатного дома с участком, то бывшее обиталище алкоголиков, пропахшее «до основания» своими бывшими хозяевами. А то и вовсе оказывалось, что квартира, предложенная попадающим под снос, на самом деле была продана еще год назад…
Вся дискуссия шла как бы «волнами» — от одного «узла» скандала к другому. После застройщика и ГКП «Алматыжер» участники голодовки и их сторонники пошли «в атаку» на суды. Судебные решения, вынесенные в пользу застройщика по их делам, были названы несправедливыми.
Суды проходили в заочном режиме, без присутствия ответчиков, но в официальных решениях этот факт не отмечен. «Это чтобы мы не смогли решения опротестовать», — считает самый активный из голодающих Сергей Дмитриев.
Самое неожиданное, что, как он утверждает, в суд было подано и на некоторых из тех жильцов, которые согласились с суммой и видом предлагаемой компенсации. Участники голодовки считают, что таким образом застройщик «ломает» цены компенсации, сводя свои расходы по расчистке участка к минимуму. Правда, в этом вопросе, по поводу судебной стороны дела, даже дискуссии на повышенных тонах не получилось, так как приглашенные горфилиалом партии «Нур Отан» судьи на круглый стол не пришли. Представитель же прокуратуры заметил, что по жалобе голодающих проводится проверка, «о законности вынесенного судом решения мы дадим письменный ответ, но говорить что-либо, не изучив дело, мы не можем».
Партийцы призывали всех к спокойствию и поиску попыток уладить конфликт. Слушались, во всяком случае, в отношении первого призыва, их плохо. Что выйдет на счет второго, не ясно.
Голодовка до сих пор не прекращена, ряд ее участников «держится» уже четвертую неделю. Говорят, что некоторые находятся в очень тяжелом состоянии (во время встречи в «Нур Отане» в коридоре филиала дежурили врачи). Даже если застройщик прав, и с формально-юридической точки зрения все сделано верно, такая ситуация ничего хорошего не предвещает, если смотреть на нее не отдельно, а в контексте всех конфликтных историй с изъятием участков под госнужды, с обманутыми вкладчиками и теми, кто уже едва-едва справляется с выплатами по ипотечным кредитам. Совокупный протестный потенциал всех этих категорий граждан велик. А история с голодовкой показывает, что люди все более ожесточаются и становятся способны на самые крайние меры.