Конечно, в мировой практике прямые выборы в селах являются обыденным явлением, но для нашей страны это стало первым реальным примером прямого участия граждан в выборе местных органов исполнительной власти.
Впервые возможность прямого выбора гражданами своих руководителей в селах и аулах была озвучена в послании Н. Назарбаева народу Казахстана в 1998 году. Различного рода эксперименты по допуску населения к прямому выбору акимов были в 2001 и 2013 годах. Так, результатом реформ 2013 года стала сложная, неоднозначная система выборов акима села при участии депутатов маслихата. Депутаты могли поддержать или отклонить кандидата, выдвинутого вышестоящим акимом района. Как выразился сам Президент К. Токаев в отношении прав и возможностей депутатов маслихата: «их мнение зачастую игнорируется. Это уже политический анахронизм». Проблема сдвинулась с мертвой точки после обещаний Президента К. Токаева начать избирать акимов сел Казахстана прямым голосованием, самими жителями сел с 2021 года.
25 июля 2021 года стал единым днем выборов сельских акимов во всех областях Казахстана. Почти треть всех сел, поселков, сельских округов Казахстана прошли через новые выборы. По плану, все остальные акимы сел и поселков, по истечении их срока исполнения обязанностей, также пройдут процедуру прямых выборов на конкурентной основе. Села получили не только новых акимов, но и сами акимы стали более самостоятельными, поскольку получили возможность собирать местные налоги и распоряжаться своим бюджетом. Ранее сельские акимы полностью зависели от присылаемых из областного бюджета денег и не имели финансовой независимости.
По данным Центральной избирательной комиссии Казахстана и заместителя руководителя Администрации Президента РК Малика Мурзалина, всего было избрано 864 акима, и почти половина из них — это совершенно новые люди, которые ранее не были чиновниками и не были акимами или их заместителями. Таким образом, более 400 новых акимов сел и поселков Казахстана смогли победить либо заменить прежних акимов-чиновников. Высокая явка избирателей на выборах также показывает, что население давно готово выбирать своих руководителей и может делать это сознательно и осознанно.
Также это показывает, что сельское население все равно верит в честность выборов и надеется на позитивный результат реформ президента страны. Доверие к выборам, к местным властям особенно важно восстанавливать в условиях, когда Казахстан, находится в числе коррумпированных государств, согласно данным Transparency International. Удивительным является, на первый взгляд, результат выборов согласно партийной принадлежности акимов сел. Высокий результат партии «Нур Отан» в 77% можно было ожидать. Но странным кажется низкий процент новых акимов из числа партии «Ауыл» — 3,8%. В другой стране с сильными традициями конкурентных выборов и многопартийности, после такого провала произошли бы большие перемены. Партия «села» объявила бы о чрезвычайном съезде, смене руководства, внутренних реформах после такого низкого результата в регионах, где должна была бы выиграть.
Особенным примером итогов выборов стал результат в Мангистауской и Карагандинской областях, где пришло 75% новых руководителей сел и поселков. В этих регионах люди не захотели видеть прежних акимов, что очевидно, говорит о серьезных социально-экономических проблемах и скрытом недовольстве граждан.
Хорошим результатом является также победа 18 молодых людей в качестве новых акимов сел. К сожалению, такие конкурентные выборы — это единственная дорога молодым добиться успеха на госслужбе без лизоблюдства, без подхалимства перед вышестоящим начальством. Возможно, именно о таких итогах нужно говорить громче всего, в противовес растущей аполитичности и пессимизму среди молодежи.
Резюмируя, хочется верить и надеяться, что процесс выборов сельских акимов будет продолжаться. Прямые выборы местных органов власти не должны остановиться на сельских акимах, и постепенно, без сомнения, население «дорастёт» до выборов акимов областей и крупных городов. Конечно, есть опасения, что такое начинание может остановиться, в силу рисков появления чересчур самостоятельных акимов. В этих условиях внедрение прямых выборов должно идти параллельно с процессом развития гражданского общества и ростом влияния общественных организаций и партий по всей стране.
Муса САТАЕВ
A+Analytics