20 лет – сносу нет
В условиях переменчивой моды одним из стойких оплотов независимости остается этот конкурс, имеющий статус республиканского и, вероятно, самого главного среди молодежных.
Даже от смены места жительства (первые десять “Жас канатов” прошли в Алматы) он не затух в бесконечной череде шоу по поиску талантов. Может, разве что несколько затерялся в новостной шумихе.
На своей заре “Жас канат” был действительно и кузницей, и главной витриной кадров казахстанской эстрады. Медеу Арынбаев, Ерлан Кокеев, Бахыт Шадаева, Нурлан Абдуллин, группы “Уркер”, “Яшлык” и множество других имен, составляющих цвет казахстанской эстрады, засветились на подмостках конкурса. Со звездами последних лет ситуация сложнее. Дело не в уровне конкурса, просто в 2000-х “стать звездой” стало легче. При этом петь хорошо уже было не обязательно – помогали “продюсеры”, компьютерные программы и деньги. Конкурс же, существуя на государственном финансировании (периодически хромавшем), не мог соперничать в плане “гламура” с наспех сделанными проектами, а оттого без должного блеска превратился в мероприятие для профессионалов…
Сейчас на сцене конкурса – молодые и красивые, умеющие петь живьем. В жюри – деятели культуры и шоу-бизнеса, получить оценку от которых действительно большая честь. А в эфиры попадают разномастные “алдаваи” и прочие “сердцеедки”.
Несколько раз продюсер “Жас каната” Мурат Иргалиев поднимал вопрос о том, чтобы финансирование не заканчивалось на самом проведении конкурса. Нужны были гранты на дальнейшее продвижение открытых талантов. Ведь часто получалось, что молодой артист, вспыхнув единожды, возвращался к себе в город и, не имея поддержки, продолжал жить, будто ничего не произошло. Идее с грантами одобрительно кивали многие начальники, но воз и ныне там…
В бизнес – с достоинствами
На очередной “Жас канат” организаторы собрали 15 солистов и один дуэт. Во второй день от 16 участников осталось десять. В день финала – пятеро.
Распределять места среди них было сложно. И порой только технические огрехи одних могли сыграть на руку другим. Так, Кульайым КАЙИРБАЕВА из Курчатова, очень уверенно шедшая первые два дня, на исполнении второй песни финала часто уходила вглубь сцены, переставала слышать свой голос в мониторах, а потому фальшивила. И оказалась по баллам внизу списка. Но оценки выставлялись по сумме всех трех дней, и она заняла третье место. На втором – певица из Астаны Гульнара ДАМАЕВА, которую кое-кто из жюри даже прозвал казахстанской Мирей Матье за ее вибрато. Первый же приз заслуженно взял Димаш КУДАЙБЕРГЕН из Актобе, он был фаворитом на протяжении всего конкурса. Другие финалистки – Гульсум МЫРЗАБЕКОВА и Акмаржан БАЙНАЗАРОВА – получили дипломы “Жас канат-2012”.
Слушая этих вполне состоявшихся артистов, стоявших на конкурсной сцене, можно было порадоваться за то, что наша страна богата талантами. Только вот никак не удавалось избавиться от закрадывающейся нотки сожаления. Сожаления о том, что они – такие молодые, красивые, талантливые и вдохновленные – спустятся с этих подмостков и вместе со своими достоинствами… пополнят ряды отечественного той-бизнеса.
Астана