Молодые казахстанцы, которые уже отслужили установленный государством срок, возвратятся к гражданской жизни, а те, возраст которых называют призывным, отправятся служить. При этом происходить все будет в два этапа — с марта по июнь, а также с сентября по декабрь.
В документе отмечается, что в соответствии с подпунктом 11 пункта второго статьи пятой Закона "Об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан" и статьей 31 Закона "О воинской службе и статусе военнослужащих" призыву в 2020 году подлежат граждане мужского пола в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва.
В соответствии с указом Президента с марта 2020 года в Казахстане стартовал очередной призыв на военную службу. Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с начальником департамента по делам обороны южной столицы Амантаем УСЕРБАЕВЫМ, дабы узнать, как проходит весенний призыв в этом году.
— На основании указа Президента Республики Казахстан с 1 марта стартовал призыв граждан на срочную воинскую службу, — начинает наш разговор Амантай Сламжанович. — Для этого в городе Алматы проведено предварительное изучение призывников, приняты нормативно-правовые документы акима города: постановление об утверждении состава призывной и медицинской комиссии. Их задача – провести качественный отбор призывников как по состоянию здоровья, так и по морально-психологическому здоровью и укомплектовать Вооруженные силы качественными призывниками.
В первую очередь внимание обращается на здоровье, потом проверяется наличие судимостей, и в ходе предварительного изучения идет распределение в различные войска, так как требования к родам войск разные. Весной из города Алматы в ряды Вооруженных сил было призвано около 1500 человек, а за год около 3000 человек.
— Претерпевает ли планка по необходимому количеству призывников серьезные изменения или нужное число людей всегда одинаковое?
— Изменяется. Дело в том, что службу в Вооруженных силах проходит две категории граждан: по контракту и по призыву. Эта разнарядка зависит от того, как укомплектованы воинские части. К примеру, если в этом году поступило больше контрактников, то уменьшается количество срочников, и наоборот. Потому что воинская часть должна быть укомплектована в таком процентном соотношении, чтобы люди могли выполнять поставленные боевые задачи. Разница, как правило, небольшая, приблизительно 100–200 человек.
— Есть разница в количестве призывников с прошлым годом?
— Это системная работа, которая осуществляется по закону нашей республики об обязательной срочной воинской службе и статусе военнослужащих, в соответствии с постановлением правительства и приказом министра обороны. Алгоритм работы из года в год особо не меняется, в первую очередь обращаем внимание на состояние здоровья. Проведение призыва – это комплекс мероприятий, который уже давно отработан и системно функционирует.
— Какие отличительные моменты в работе призывной комиссии вы могли бы отметить?
— Работа с призывниками начинается еще со школы, где объясняются азы воинской службы. Затем с 17 лет юноши проходят приписку к призывным участкам, когда мы уже регистрируем состояние здоровья человека. В ходе проверки с молодым человеком также проводится беседа о том, в каких родах войск он хотел бы служить. Но основная работа перед весенним или осенним призывом проводится в январе-феврале: мы уточняем списки подлежащих призыву, запрашиваем у юридических лиц списки работающих у них призывников, изучаем их личные дела и, исходя из этих критериев, формируем картотеку, распределяем, кому и куда идти на медкомиссию.
Затем к нам приезжают представители воинских частей, которые рассказывают призывникам, где и в каких условиях они будут проходить воинскую службу. По мере возможностей беседы проводятся и с родителями, чтобы знать, кого мы призываем.
Кроме того, сейчас служба в армии считается престижной и открывает перед молодыми людьми новые возможности, что делает их более конкурентоспособными. Если сейчас работодатель будет выбирать между двумя молодыми людьми, где один отслужил, а другой нет, то, скорее всего, он возьмет на работу первого. Так как неслужившему может в любой момент прийти повестка, и ему придется оставить на время работу, а наши работодатели уже научились ценить свои деньги и время.
— Есть ли данные о том, в каких районах Алматы количество призываемых больше, а в каких меньше? Говорилось, что меньше всего людей призывают в Медеуском районе…
— Я бы так не сказал. Когда мы получаем разнарядку из министерства обороны, то равномерно распределяем необходимое количество призывников. Призыв у нас выполняется согласно плану. Количество призывников в Алмалинском или Ауэзовском районе, конечно, может быть больше, а в Медеуском, может, и меньше, но это все выполняется по плану разнарядки. За это же необходимо нести ответственность, поэтому тут все в порядке.
— Это зависит от количества проживающих в районе людей?
— Да, это же приказ министра обороны, поэтому не выполнять такие разнарядки мы права не имеем.
— В какие войска и в какие регионы чаще всего отправляют служить алматинцев?
— Мы отправляем призывников по экстерриториальному принципу — в другие города, области, где есть наряд и требуется определенное количество срочников, туда столько и отправляем. Все строго согласно плану.
— С какими трудностями сталкивается призывная комиссия?
— Одна из проблем – это оповещение. Сейчас усилилась миграция с места на место, и проживание по месту прописки не особо соблюдается. Допустим, в 17 лет у человека был указан один адрес проживания, а спустя несколько лет он переехал на другое место жительства, а адрес прописки остался тот же. В итоге получается так, что мы не находим призывников, хотя гражданин обязан в течение семи дней, если он поменял место жительства, сообщить об этом. Потом мы начинаем через местную полицию разыскивать этих «уклонистов», что добавляет лишней работы.
Это один из самых главных проблемных аспектов, а так у нас в городе Алматы призывных ресурсов достаточно, поэтому свой план мы всегда выполняем. Бывает и такое, что перевыполняем, если в других областях не справляются, мы занимаемся взаимовыручкой, но в последние два года город Алматы находится в числе лучших по призыву.
— Получается, Алматы входит в ТОП-3 городов по количеству призывников?
— Да, в тройку лучших мы входим. Кроме Алматы, Алматинская область хорошо в этом плане работает, хорошие показатели демонстрируют Туркестанская область, город Шымкент, Карагандинская область, Восточный Казахстан в этом плане тоже не отстает.
— Планируется ли введение каких-нибудь инновационных методов или технологий в работе с призывниками?
— В рамках программы «Цифровой Казахстан» проводится определенная работа, создается единая база данных, которая должна заработать в ближайшие годы. Там будет отображена вся необходимая информация о призывнике в режиме онлайн, и мы будем прекрасно знать, где он находится, грубо говоря, находить человека по ИИН. Если это благополучно запустится, то очень облегчит нам работу с призывниками.
В данный момент можно отметить возможность получения госуслуги онлайн, например, снятие с воинского учета или получение военного билета через приложение. То есть не посещая ни ЦОН, ни военкомат, что тоже можно назвать новшеством и очень удобным.
— Какое наказание может грозить за попытку уклонения от воинского призыва?
— В данный момент предусмотрен административный штраф. За первое подобное нарушение штраф может идти до миллиона тенге, но если человек — злостный уклонист, то мы вправе написать заявление об уклонении от воинской службы, и человеку может грозить уголовное наказание.
— Созданы ли для военнослужащих все бытовые условия для продуктивного прохождения службы?
— Могу стопроцентно заявить, что в современных воинских частях созданы все необходимые бытовые условия, чтобы человек мог качественно выполнять свой воинский долг. Никаких бытовых проблем нет, от молодого человека требуется только служить по уставу и выполнять необходимые приказы. Это факт. Необходимо, чтобы солдат был одет, обут и сыт, тогда свою боевую задачу он будет выполнять, как и требуется. Когда проходит воинская присяга, родители сами приезжают в воинскую часть, чтобы посмотреть на условия для солдат.
У них еженедельно меняется постельное белье, солдаты принимают баню, обеспечены калорийным меню. Туда включены фрукты, мед, которого раньше вообще не было, колбаса и прочие прелести жизни. Когда я служил в советское время, то меню разнообразием особо не отличалось, а сейчас мы шагнули далеко вперед.
Кроме того, сейчас питание организуют и контролируют приглашенные компании, которые получают за это деньги, а не сами солдаты, когда, как раньше, картошку чистили. Плюс работают там в основном женщины, а они стараются для солдат даже как-то по-матерински все сделать и приготовить.
— И это во всех регионах страны?
— Это по всему Казахстану: в частях министерства обороны, Национальной гвардии, Пограничной службы и прочее.
— А что касается дедовщины в армии?
— Сейчас в рядах наших Вооруженных сил эти явления стопроцентно изжиты, потому что служба идет всего год: первые полгода адаптация, а вторые уже готовятся к увольнению. И, кроме того, везде установлены камеры, которые прекрасно фиксируют лица. Также ежедневно работает военная полиция, а каждое утро проводят физический осмотр, если хоть одна царапина найдется – начинается разбирательство.
Те издевательства, которые любят показывать в Интернете, – это полностью исключено. Когда мы начинаем разбираться касательно подобных видеороликов, выясняется, что это либо постановочная запись, либо очень старая, из 90-х годов, либо вообще происходит в другой стране. Кроме того, 70 процентов тех, кто служит в армии, – это контрактники, некоторые из тех, кто пришел на срочную службу, им в сыновья годятся, так как там служат до 45 лет.