На фронт – добровольцем
В День Победы Юрий Борисович, солдат Великой Отечественной, стремится к Мемориалу славы – Вечному огню. В этом году знаменитому актеру исполнилось 90 лет. Но о том, чтобы заслуженно отдыхать дома на диване, он даже и не помышляет. Репетирует новую роль в спектакле, постановку которого готовит в театре им. Лермонтова режиссер Сергей Попов.
– Это очень хорошая пьеса, я с интересом работаю сейчас над ролью в ней, – рассказывает Померанцев. – Ну а День Победы для меня действительно самый дорогой праздник. Когда окончил школу в Москве, то по традиции после выпускного бала мы пошли на Красную площадь на гулянья. Это было перед самой войной. А 22 июня 1941 года в небе уже летали фашистские самолеты. Меня, как комсомольца, сначала мобилизовали рыть противотанковые рвы в дачном массиве Вязьма под Москвой. Когда вернулся домой, отправился в военкомат. Я был такой начитанный, возвышенный 18-летний парень. Меня тут же мобилизовали и отправили в казармы в Казань. Мы шли до них 900 километров. Я служил в лыжном минометном батальоне, он вскоре был отправлен на Северо-Западный фронт, где уже шли страшные бои.
Тяжелое ранение
Это были самые тяжелые годы войны и самая настоящая мясорубка! От батальона, в котором служил Юрий, из нескольких сотен солдат в живых оставалось с десяток. Но молодые парни тогда не ведали страха. Впервые ефрейтор Померанцев испугался, лишь когда получил тяжелое ранение в левую руку. Снарядом перебило нервные окончания, кисть безжизненно повисла. Держать оружие он уже не мог, и после госпиталя в 1943 году по тяжелому ранению Померанцева демобилизовали. Он отправился в Алма-Ату, куда эвакуировали из Москвы его маму и дядю – профессора вокала Александра Курганова. В свое время этот драматический тенор пел с самим Федором Шаляпиным.
– Когда 20-летним парнем я приехал в Алма-Ату, то сначала поступил в геологоразведочный институт. Туда демобилизованных с фронта принимали без экзаменов, – говорит Юрий Борисович. – Проучившись пару месяцев, понял, что это не мое. Со школы я увлекался театром. И родной дядя, профессор Курганов, повел меня в оперный театр. Там был хормейстер Трауберг. Прослушав меня, он сказал дяде: “Беру его только потому, что хорошо знаю тебя”. Три года я прослужил в хоре оперного театра.
Ночные концерты
– Алма-Ату военного времени я могу описать лишь эмоционально, это был своеобразный город, – восклицает Померанцев. – В первую очередь меня восхищала природа, горы, горное озеро Иссык, тополя, арыки, по которым бежала кристально чистая вода. Может, благодаря такой природе мне казалось, что люди здесь были душевными и чистыми. А еще Алма-Ата – это был театральный город. Когда я служил в хоре оперного театра, спектакли у нас заканчивались в одиннадцать ночи. Каждую субботу или воскресенье, выйдя из театра, мы видели колоссальную толпу на площади перед оперным! Это были зрители ночного концерта, который следовал за только что закончившимся спектаклем. Поскольку я имел отношение к хору оперного театра, то удостоился чести вести такие концерты, объявлять номера. В то время в Алма-Ате находились ведущие артисты, эвакуированные из Москвы и Ленинграда, сотрудники самых крупных киностудий СССР – “Мосфильма” и “Ленфильма”. Здесь снимал свой фильм “Иван Грозный” создатель монументальных полотен режиссер Сергей Эйзенштейн. В этом фильме, в одной из массовок, довелось участвовать и мне. В Алма-Ате работали такие знаменитые киноактеры, как Николай Крючков, Борис Чирков, Николай Черкасов. Их имена гремели на весь Советский Союз. И, самое главное, здесь танцевала великая балерина Галина Уланова. Я вел один из концертов с ее участием.
Звезды первой величины
– До сих пор в памяти: выходишь из театра, и вся площадь заполнена людьми в ожидании ночного концерта, – продолжает Померанцев. – Было минут 20, чтобы разобрать декорации после спектакля, потом людей запускали в театр. Я такого больше никогда не видел: ночь, а зал – битком! Кроме приезжих артистов участвовали знаменитые казахстанские исполнители! Выступала Куляш Байсеитова, певица с уникальным колоратурным сопрано. Пел народный артист, вокалист-виртуоз Гарифулла Курмангалиев. Неизгладимое впечатление производили необыкновенно красивые голоса знаменитых братьев-близнецов Ришата и Муслима Абдуллиных. Это были потрясающие концерты! Все сборы от них направляли в фонд обороны. А ночью они шли потому, что днем были репетиции и спектакли основного театрального репертуара. Еще восхищало: общественного транспорта тогда не было, а выходили люди с концерта ночью. Как они домой добирались? И все равно люди шли в театр! Такая была тяга к искусству в военное время. До тысячи человек битком заполняли по ночам зал оперного! Я тогда был секретарем комсомольской организации театра и знал, что руководитель страны, Иосиф Сталин, прислал телеграмму с благодарностью за концерты. Деньги за билеты на концерты были направлены на создание целой танковой колонны!
Таким военное время на передовой и в глубоком тылу помнит наш замечательный актер. Померанцев – народный артист Казахстана, кавалер орденов Отечественной войны II степени и Трудового Красного Знамени, двух орденов “Знак Почета”, ордена суверенного Казахстана “Отан”. Его имя занесено в Золотую книгу отечественной культуры. Здоровья вам, Юрий Борисович, и новых творческих побед!