Напомним, что впервые речь о приглашении менеджеров из Deutsche Bahn в КТЖ зашла в 2011 году, но тогда все ограничилось разговорами, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz. Реальным стимулом для компании работать с немцами стала долговая нагрузка, которая в 2016 году достигла 7 млрд долларов, после чего были приняты определенные меры экономии и в 2019 году долги удалось сократить до 3 млрд долларов. В тот момент и зашли консультанты DB Engineering & Consulting GmbH и сфокусировались на работе АО «Пассажирские перевозки» (дочерней компании КТЖ). Что же сделали эти «туристы»?
По информации в СМИ, в результате сотрудничества КТЖ с DB Engineering & Consulting GmbH в период с 2019 по 2021 год был достигнут положительный экономический эффект в размере около 12 млрд тенге. В то же время долг кампании в 2021 году составил 1,9 трлн тенге (на тот момент 4,4 млрд долларов). То есть долги компании выросли? В чем же тогда заслуга немецких консультантов?
В 2020 году иностранные консультанты отчитались о результатах, мол, удалось сократить расходы на обслуживание вагонов Тальго на 15 %. Помимо этого, был кардинально обновлен постельный инвентарь, а также проведен глобальный бенчмаркинг для интеграции мировых стандартов в пассажирский транспортный сектор Казахстана.
Какие-то изменения в поездах, действительно, произошли. Например, простыни и наволочки теперь подают пассажирам в запаянных целлофановых пакетах, подушки уменьшились в размерах и стали синтетическими. А вот завода «Тальго» уже нет, и вагоны, расходами которых управляли немцы, сейчас снимают с маршрутов. Причиной отказа стало малое количество посадочных мест, не позволяющее обеспечивать массовые пассажирские перевозки, высокая стоимость и затраты на обслуживание. Все юридические вопросы с инвесторами "Тальго" были решены при активном участии представителей компании Deutsche Bahn. Как получилось так, что все это время мы пользовались неэффективными и дорогостоящими вагонами? Где были консультанты? Или КТЖ не воспользовался их советами? Все эти вопросы так и остались без ответа.
Позже выяснилось, что стоимость одного вагона "Тальго" с обслуживанием составляла 464 млн тенге, при этом вагоны Тверского завода стоили 317 млн тенге. Казалось бы, решение лежало на поверхности: чтобы сэкономить, нужно заменить испанские вагоны на российские. Однако в октябре 2019 года, через месяц после назначения Михаэля Кортюма (руководителя подразделения DB Engineering & Consulting) на должность председателя правления, в «Пассажирских перевозках» в качестве инвестора стали рассматривать швейцарскую компанию Stadler, вагоны которой стоят от 1,2 млрд тенге. На закупку швейцарских вагонов было выделено 730 млрд тенге. То есть немецкие специалисты вместо испанских вагонов предложили более дорогие швейцарские? И сколько заплатили за такой совет?
Изначально АО «Пассажирские перевозки» в своей аудированной отчетности указало, что в декабре 2021 года на консультационные услуги было затрачено 2,9 млрд тенге. В 2022 году между группой и DB Engineering & Consulting GmbH возникли споры по оплате, и после проведения переговоров сумма была уменьшена до 1,8 млрд тенге. Такую сумму получили консультанты за два года. Цены на проезд в поезде могут вырасти в 1,5 раза: кто виноват
В прошлом году компания «Пассажирские перевозки» снова подписала соглашение с DB Engineering & Consulting GmbH. После ситуации с "Тальго" немцы сфокусировались на использовании Wi-Fi в вагонах и постельном белье. Недавно нацкомпания сообщила, что теперь у простыней будет антискользящая поверхность. И в бизнес-купе с душем пассажирам будут выдавать халаты . В будущем планируют подключение вагонов к интернету Starlink. Все это хорошо, но свою основную миссию – снизить долговую нагрузку на КТЖ — немецкие менеджеры так и не выполнили. На сегодняшний день долг перевозчика составляет 2,9 трлн тенге, или 6,4 млрд долларов. За что нацкомпания платит иностранным консультантам? За рекомендации по белью и использованию Интернета? Очищение КТЖ от взяток и серых схем: кто займет кресло директора нацкомпании
Буквально вчера Deutsche Bahn сообщил, что его чистый убыток в Европе за первые шесть месяцев этого года достиг 1,2 млрд евро по сравнению с убытком в 71 млн евро за аналогичный период прошлого года. То есть убытки выросли в 16 раз! Генеральный директор Рихард Лутц обвинил во всем стареющую сеть, подверженную неисправностям, а также экстремальные погодные явления и забастовки рабочих, которые нанесли компании значительный экономический ущерб. Возникает вопрос, сможет ли эта компания дать КТЖ полезные советы, если у нее самой проблемы?
Между тем в проекте Программы развития железнодорожного транспорта до 2029 года (Концепции развития железнодорожного транспорта) указано, что для совместного управления национальным перевозчиком пассажиров в очередной раз будет привлечен иностранный партнер Deutsche Bahn.