Главные песни о старом - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+18 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Главные песни о старом

Главные песни о старом

По прогнозам ООН количество пожилых людей в Казахстане будет заметно увеличиваться. Уже к 2030 году оно составит 11,5 процента, тогда как сейчас граждан старше 65 лет в стране около 7,5 процента.

  • 20 Марта 2006
  • 1437
Фото - Caravan.kz

Это относительно новое для нашей республики явление связано, по мнению экспертов, с падением рождаемости и высоким уровнем смертности мужского работоспособного населения.
В отчете ООН о человеческом развитии Казахстан классифицирован как страна с «ускоренными темпами процесса старения населения».
Откуда берутся старики? Откуда они появляются, если все мы поначалу так замечательно молоды и это состояние, кажется, будет вечным? Вот он идет, шаркая калошами и раздражая окружающих своей медлительностью. «Сидели бы дома, куда прутся!» — злобно цедит сквозь зубы стройная барышня, уступая (а то и не соизволив) место в маршрутке. Эх, милая, пролетят всего-навсего пятьдесят лет, и ножки твои, изуродованные артритом и варикозом, и не вспомнят, что такое модельные шпильки, тело расплывется и станет неповоротливым сосредоточием болячек. Уже в шестьдесят наши женщины в большинстве своем уверены, что они списаны жизнью на обочину. Уверенность эта столь сильна, что организм подчиняется психологической установке и ускоренными темпами начинает соответствовать, то есть дряхлеть. Результат — готовая старушенция.
И дело даже не в пресловутых шортах, издавна символизирующих разницу между нашими и «их» стариками. То, как одеваются люди в семьдесят пять в разных странах — не суть важно. Важно, как они себя при этом чувствуют.
Время не обманешь. Впрочем, как и статистику. Можно сделать десять подтяжек и «пластик», натянуть узкие джинсы, поставить кляксу в паспорте, но вы-то будете знать всегда, сколько вам лет на самом деле, а где-то в неведомых компьютерных глубинах сохранится неизменной страшная тайна вашего тысяча девятьсот того еще года.
И если ваша замужняя дочь совершенно не планирует обзаводиться в ближайшие лет пять потомством, то вот она и проблема, отраженная как в капле воды — одним пожилым человеком больше. Одним молодым — меньше. То есть он вовсе отсутствует, даже в проекте.
Демографическую ситуацию в нашей стране уже несколько лет подряд называют критической. Проблема снижения рождаемости наметилась в начале 90-х и обострялась параллельно с экономическим кризисом. Но и сегодня наши вполне благополучные семейные пары уже не хотят «заводить» больше одного ребенка. Не хотят рожать и одинокие женщины.
По сравнению с 1999 годом численность населения страны снизилась на полтора миллиона. Конечно, нельзя не учитывать миграцию, но в последнее время она значительно стихла. Отечественные демографы отнюдь не питают иллюзий, утверждая, что даже к 2050 году вряд ли мы приблизимся к заветной круглой цифре в 20, а тем более, в 25 миллионов граждан.
Сегодня земной шар на разных его континентах, с разной, естественно, густонаселенностью заполняют более 6 миллиардов человек. По мнению специалистов, в ближайшие 20 лет на свет появится пополнение нашей большой семьи — 1,5 миллиарда «новеньких» землян. Увы, нашу республику никак нельзя отнести к активным участникам этого — приятного в общем-то процесса.
Более 1 миллиарда жителей планеты — молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. И от того, как спланируют они свою семью, свое будущее, зависит, в частности, каким будет человечество.
Проблема и в том, что многие наши женщины, хотели бы, невзирая на трудности, испытать счастье материнства, но не могут. Индекс здоровья казахстанских гражданок составляет 10-20 процентов от нормы! Бесплодие поистине становится национальным бедствием. Каждая пятая семья в республике не может иметь детей. В аулах, где испокон веков сама собой разумеется многодетность, сегодня — огромное количество патологий, как женских, так и мужских, плюс отсутствие врачей.
Кстати, по мнению медиков, именно у наших мужчин наблюдается рост хронических заболеваний и — как следствие — нарушение детородной функции. Из обратившихся в прошлом году в республиканский научный центр урологии мужчин только 26 процентов оказались здоровыми. 64 уже имели букет запущенных болячек, причем 12 процентов из них были бесплодными (больше половины — в возрасте от 20 до 26 лет).
Отечественные ученые пришли к выводу, что сегодня из 100 представителей сильного пола лишь 10 можно назвать практически здоровыми: они чаще, чем прекрасная половина, страдают злокачественными новообразованиями, менее устойчивы к инфекциям. Их доля среди туберкулезников составляет почти 60 процентов. Психические расстройства встречаются в два раза чаще, чем у женщин. Из-за пристрастия к алкоголю мужчины имеют 88,7 процента в группе больных с поведенческими расстройствами. И совсем уж грустный факт: каждый год мужчин умирает примерно на 8 тысяч больше, чем женщин.
Пришла пора не просто планирования количества детей в семье, а их полного отсутствия. Чиновники от здравоохранения абсолютно спокойно сообщают о катастрофическом росте числа абортов. Процесс же вынашивания и собственно появления ребенка на свет превратился у нас в заведомо драматический.
По данным министерства здравоохранения РК, 60 процентов родов протекают с различными осложнениями, доля нормальных родов составляет всего 35 процентов, а в некоторых регионах Казахстана и того ниже — 25.
Из тех женщин, которые все же отваживаются производить на свет детей, лишь чуть больше 11 процентов можно назвать здоровыми, да и то с натяжкой. В ряде областей до 90 процентов беременных женщин страдают анемией.
Среди стран СНГ первой признаки надвигающейся демографической катастрофы почуяла Россия — там разработаны и действуют программы поддержки молодоженов: щадящие ссуды на жилье, кредиты, процент которых сводится к нулю с рождением детей.
Эксперты ООН считают, что население Казахстана за несколько последних лет сократилось на 7 процентов, и эта тенденция будет нарастать. По данным Агентства РК по статистике, наиболее распространенными причинами смертности являются заболевания системы кровообращения, злокачественные новообразования. Выходит, мы не просто болеем и стареем, но и вымираем, как мамонты? Пока еще нет. Но если пожилых в социуме становится все больше, значит, необратимо нарушено гармоничное равновесие. Представим цепочку, в конце которой дедушка восьмидесяти годков, перед ним — ну, скажем, шестидесятилетний человек, перед тем — возраст в сорок, двадцать. А в самом начале цепочки — пустота. Там никто не родился. Все эти люди движутся во времени, переходя от отметки к отметке и постепенно пополняя ряды пожилых, а на смену им не приходит никто.
Таким образом, старых становится все больше, а молодых все меньше. И у нас, к сожалению, этот процесс идет ускоренными темпами. Это очень серьезно. Такой возрастной дисбаланс не может не влиять на социально-экономическую ситуацию в стране.
Мы не одиноки — проблема старения присутствует даже в таких развитых странах, как Швеция и Великобритания.
Разница лишь в темпах и в том, что там проблема исследуется и выносится в разряд важнейших государственных. У нас — пока тихо. Стареем…