Если вы слушаете музыку в машине – первое время после ее покупки или новой магнитолы старайтесь не переключать программы радио, это отвлекает. Лучше слушайте кассету, компакт-диск или установите ваше радио на любимую волну и уже не переключайте.
Опасайтесь водителей, которые странно ведут себя на дороге. От них лучше держаться подальше. Не надо подъезжать к ним близко, чтобы посмотреть, “что это там за придурок за рулем”. Как правило, ТАМ либо неопытный водитель, либо парень с плохим характером, либо женщина (уж простите меня, дамы за рулем!).
Старайтесь ехать со скоростью потока, то есть не медленнее, чем все остальные, либо перестраивайтесь в другой ряд. Если перед вами полкилометра пустой дороги, а справа вас одна за другой обгоняют автомобили, то вы не правы. Это, кстати, наказывается и правилами дорожного движения.
Прогнозирование ситуации
Чем отличается неопытный водитель от профессионала? Количеством пройденных сложных ситуаций плюс умением прогнозировать, как будет развиваться ситуация на дороге в ближайшие секунды. А меняется она там каждое мгновение.
Очень часто неопытный водитель не видит ничего, кроме автомобиля, следующего непосредственно впереди. Но для безопасной езды вы должны видеть ситуацию вокруг вас в каждый момент движения. Даже если вы не собираетесь маневрировать, всегда следите за тем, кто едет сзади, справа и слева. Безусловно, это не должно отвлекать вас от вождения. Старайтесь смотреть в зеркала и оценивать ситуацию как можно чаще – со временем делать это станет легче и войдет в привычку.
Замечайте и запоминайте других участников движения. Например: сзади вас едет белый внедорожник. Если через полминуты вы надумали перестроиться влево, а внедорожника сзади уже нет, и ни справа, ни слева он не проезжал, это повод отложить маневр. Вполне вероятно, что он в этот момент обгоняет вас слева и находится в так называемой “мертвой зоне”. Так что будьте осторожны.
“Мертвая зона”
Что главное, когда мы находимся за рулем? Видеть больше, чем видит ваш пассажир. Одним словом, не попадаться. Знайте ситуацию вокруг вас. Это поможет в случае необходимости экстренного маневра, когда времени осмотреться может не быть. При перестроении влево всегда контролируйте “мертвую зону”. Для этого лучше всего на мгновение повернуть голову и посмотреть налево (в некоторых странах это даже записано в правилах дорожного движения!). Одновременно боковым зрением контролируйте автомобиль, следующий перед вами, на случай его резкого торможения.
Старайтесь спрогнозировать поведение других водителей. Всегда смотрите на несколько машин вперед. Если автомобиль, находящийся через три машины впереди от вас, начал тормозить, будьте готовы к торможению. При движении в плотном потоке вы можете не успеть затормозить, если среагируете только тогда, когда увидите стоп-сигналы непосредственно следующего перед вами автомобиля. И не спешите.
Анализируй это!
Каждое утро и вечер по пути на работу и домой я попадаю в пробки. Они меня уже не волнуют, я к ним привык. Я уже знаю, на каком перекрестке они меня ждут. И каждый день я вижу две-три аварии, когда кто-то в кого-то врезался сзади. Не успел среагировать.
Старайтесь анализировать ситуацию на предмет возможных изменений и маневров со стороны других водителей и ваших действий в связи с этим. Ехать надо так, чтобы в случае неблагоприятного изменения ситуации у вас был выход, особенно при движении на больших скоростях (конечно, ситуации разные, и иногда полностью устранить элемент риска невозможно). Например, вы обгоняете автомобиль по левому ряду. Одновременно по встречной приближается другой автомобиль. Выполняйте обгон так, чтобы вы не оказались в какой-то момент ровно между ними (ибо если обгоняемый неожиданно полезет в левый ряд, вам деваться будет некуда) – для этого достаточно либо немного снизить, либо увеличить скорость.
Или: вы едете в правом ряду, на обочине стоит пешеход, намерения которого непонятны (или стоит автомобиль с включенным поворотником, который может неожиданно поехать, не пропустив вас). В этом случае немного отстаньте или обгоните автомобиль, следующий слева от вас, чтобы было место для маневра.
Конечно, в очень плотном потоке автомобилей это не всегда возможно, но, как правило, в таком случае и скорость меньше. Иными словами, чаще задавайте себе вопрос: “А что, если сейчас?..” И продумывайте варианты ваших действий. Со временем вы научитесь делать это автоматически. И опять же – не надо никуда спешить!
Берегись грузовика!
Все мы хорошо выучили сигналы светофора, знаем почти все дорожные знаки и некоторые сигналы регулировщиков. Но больше всего трудностей мы встречаем при движении в простом потоке.
Вот несколько советов.
Оценивайте правильно возможности других участников движения. Если, подъехав к светофору, вы видите, что один из рядов свободен, а в вашем вы – десятый по счету, не спешите перестраиваться. Если в свободном ряду на светофоре первым стоит груженый КамАЗ с прицепом, то вы все равно не выиграете время таким маневром. Если вы это все же сделали, то остановитесь, не подъезжая к нему слишком близко, для того, чтобы вы могли перестроиться обратно в более быстрый ряд. Сделать это легче с ходу, чем с места. Так что оставьте себе место для небольшого разгона.
Понаблюдайте за тем, как разгоняются и тормозят, а также поворачивают грузовые автомобили, автобусы, автопоезда и так далее. Например, грузовому автомобилю с прицепом для поворота направо иногда необходимо бывает принять сначала влево – это иногда сбивает с толку неопытного водителя. Кстати, если вы увидели свободный ряд и рванули по нему, то будьте готовы, что найдутся и другие такие же умники, как и вы, держите ногу на тормозе, а руку на сигнале. Не превышайте скорость, вы и так везде успеете.
Обгон справа
Лучше доехать до места невредимым и опоздать, чем рисковать, опаздывая. Вы согласны? В таком случае давайте поговорим о поведении на дороге. Все маневры, если уж задумали, выполняйте как можно быстрее, особенно в условиях интенсивного движения, где ситуация все время меняется. Особенно это относится к обгону справа (хоть и правилами это запрещено, но в реальной жизни все же бывает), особенно по крайней правой части дороги.
Значительная часть водителей не контролирует зону справа и не ожидает, что справа может находиться автомобиль, следующий в режиме обгона. Поэтому, обгоняя автомобиль справа, двигайтесь как можно быстрее, чтобы сократить время пребывания в опасной зоне.
Опасен и проезд между двумя движущимися автомобилями, ведь всегда есть вероятность, что кто-то из них неожиданно захочет перестроиться. Этот маневр также следует выполнять в режиме резкого разгона, даже если после этого вам придется притормозить.
Кстати, поворот с главной дороги направо тоже не так прост – в том случае, если за вами также движутся автомобили, следующие прямо.
Конечно, надо заблаговременно включить сигнал поворота, но даже в этом случае иногда происходят наезды сзади идущего автомобиля на поворачивающий. Почаще смотрите в зеркало заднего вида.
Светофоры – зона риска
Если вы подъезжаете к светофору на мигающий зеленый, сразу же определитесь, будете ли вы проезжать или останавливаться (в зависимости от вашей скорости, расстояния до светофора и прочих обстоятельств). Ваши намерения должны быть ясны следующим сзади вас водителям. Если вы решили остановиться, нажмите на тормоз хотя бы слегка, чтобы загорелись ваши стоп-сигналы. Кстати, их работоспособность советую проверять регулярно.
Если будете проезжать – ускоряйтесь так, чтобы успел проехать и следующий (если у него есть такое желание).
Если остановка на светофоре требует интенсивного торможения, обязательно контролируйте зону сзади, чтобы избежать наезда следующего за вами автомобиля. Вообще при резком торможении всегда надо смотреть, успевает ли затормозить задний, и корректировать торможение соответственно.
И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
Народная мудрость – это советы, возникшие из чьего-то – чаще печального! – опыта. Так что примите их как чужие ошибки, которые вам совершать не обязательно.
Никогда не меняйте колеса посреди дороги. Во-первых, это опасно, во-вторых, создает помехи движению. Ничего с вашим колесом не будет, если даже вы проедете на нем еще 10 метров к обочине.
Если заглох двигатель, в первую очередь попробуйте отъехать к обочине на стартере. Ремонтируя машину посреди дороги, вы и себя подвергаете опасности, и вашего четырехколесного друга.
В конце долгого пути будьте особенно внимательны, когда до дома или места назначения осталось уже немного. Опыт показывает, что именно на последних 50 километрах водители расслабляются, что ведет к трагическим последствиям, например, засыпают за рулем. Но это, конечно, не про вас, ведь вы из тех, кто учится на чужом опыте, а не на своих ошибках!
Советы давал Алексей МОТОРНЫЙ