Глава правления ТОО «Транспортный холдинг Алматы»: У системы «Онай» только один недостаток - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Глава правления ТОО «Транспортный холдинг Алматы»: У системы «Онай» только один недостаток

Глава правления ТОО «Транспортный холдинг Алматы»: У системы «Онай» только один недостаток

На протяжении последних двух недель вокруг электронной системы оплаты проезда разгораются разные скандалы.

  • 21 Января 2016
  • 6131
Фото - Caravan.kz

Как известно, с 1 октября 2015 года в общественном транспорте города Алматы работает система электронной оплаты проезда «Онай» (переводится с казахского – «Легко»). Однако из-за ее работы уже вторую неделю в Алматы разгораются скандалы. Водители, требующие оплату наличными, контролеры, штрафующие безбилетных пассажиров, также порядка 2 тысяч школьников не могут получить льготные карты «Онай». Чтобы разъяснить ситуацию, корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к представителю наблюдательного совета «Транспортного холдинга Алматы» Рифату АБДУРАМАНОВУ.

— Для чего нужна система «Онай»?

— В первую очередь, система электронного билетирования предназначена для того, чтобы посчитать пассажиров автобуса, а в дальнейшем — объем рынка. «Онай» — инструмент для того, чтобы транспортную систему города Алматы вывести на уровень европейских мегаполисов. А для того, чтобы понимать, какие маршруты и автобусы должны быть у нас, как они должны ездить и с каким интервалом, нам нужны четкие данные по пассажиропотоку – и ничего лучше электронного билетирования в мире не придумано. Также нам необходимо видеть все средства в этой области. При получении этих данных, мы уже можем стратегически смотреть на эту отрасль. Смотреть, как ее развивать, как разработать правильные маршруты. Потому что мы видим все человеческие потоки в этом городе. Это основные задачи электронного билетирования.

— Какие недостатки у системы?

Недостаток только один. Мы — огромное количество людей, по большому счету, выводим их из привычной зоны комфорта. Люди привыкли платить наличными, водители привыкли их получать. А теперь мы приводим все в более цивилизованные рамки. Но за полторы недели, как отменили наличность, идет невероятный рост. Уже более полумиллиона жителей пользуются картами.

— Почему произошел протест водителей?

— Причина та же. Мы выводим людей из зоны комфорта. Рынок общественных перевозок не совсем организованный. На данный момент в городе 20 перевозчиков. Есть крупный муниципальный, который несколько дней тому назад стал частным – он самый большой, плюс два десятка частных перевозчиков. Разнокалиберные автобусы, у кого-то база есть, у кого-то нет. Ситуация непростая, но все налаживается. Думаю, в течение месяца порядок будет полный. Он и уже налаживается.

— А как относится к системе «Онай» руководство автопарков?

— Перед ними нужно снять шляпу. Несмотря ни на какие риски, они пришли на этот рынок, вкладывали свои средства. Как могли, они этот рынок удержали. Вопрос сейчас такой стоит – как нам перейти на следующий этап развития. Как нам сделать так, чтобы автобусы были более новые и качественные, чтобы сервис был выше, чтобы культура была выше. Руководство автопарков на самом деле болеют душой за свой бизнес, и они двумя руками за эту систему. Много головной боли уходит, потому что, где есть наличка, там много криминала и воровства. Перевозчики теперь получают чистый и легальный доход.

— Противники «Онай» обвиняли некоторые автопарки в коррупции и сборе денег наличными. Было ли такое на самом деле?

— Мы сейчас все вместе культуру и ментальность в вопросе оплаты пассажирских перевозок меняем. Возможно, было все. Но сейчас тенденция идет к тому, что эта система прижилась, 500 тысяч уникальных пользователей – никуда не выкинешь. На сегодня в Алматы 750 тысяч владельцев карт. В день примерно 500 тысяч из них ездит на автобусе. Время расставляет все на свои места. А общий показатель – это рост выручки. А он есть, он ежедневный. Через месяц мы об этом вспоминать не будем, это станет такой же частью обыденной жизни, как сходить за хлебом или пообедать. Отложим это на определенную психологическую перестройку. Тенденция переломлена, люди пользуются.

— Как иногородние реагируют на то, что им необходимо приобрести карту для проезда в автобусе?

— Есть город, в городе есть правила. Если же мы поедем в Нью-Йорк, где, допустим, общественный транспорт работает по карточкам, то как мы поступим? Мы купим эту карточку. А в чем отличие нас от других регионов? Карточку без проблем можно приобрести и сдать в разных точках города.

— Во сколько обошлась система и как быстро она окупится?

— Пока точную сумму сказать не можем, но она очень большая. Некоторое оборудование импортного производства и мы покупаем его за валюту. С нынешним курсом еще непонятно, сколько все это стоит. При составлении бизнес-плана, мы ставили срок окупаемости – 7 лет. Но в связи с большой девальвацией, срок выходит за 10. Закупаемся мы в валюте, а пассажиры оплачивают проезд в тенге и доходы мы получаем в тенге. Ситуация непростая. Но, тем не менее, у нас есть своя твердая, четкая позиция, довести все до конца. И мы доведем. К тому же, «Онай» – это только часть нашего бизнеса. Это инструмент, чтобы наладить транспортную систему нашего города. Мы идем к такой тенденции, чтобы наше население выбирало средством передвижения общественный транспорт. Для этого он должен быть комфортным, ездить по расписанию, приоритет в движениях должен быть определен ему. Чтобы из точки «а» в точку «б», человек мог добраться быстрее и комфортнее, чем на личном автотранспорте. Потому что одна из составляющих этой системы – это экология города.