Гидра наводнения. Миссия - обезглавить - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+7 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Гидра наводнения. Миссия - обезглавить

Гидра наводнения. Миссия - обезглавить

Ситуация на Сырдарье остается угрожающей.

  • 18 Февраля 2008
  • 1661
Фото - Caravan.kz

Подобный ледостав на реке, по мнению специалистов, не наблюдался с 1969 года. Оценить масштабы ледового панциря можно только с вертолета.
По ориентировочным данным, в верховьях Сырдарьи, особенно в районе Отырарского района, льдом сковало до 50 процентов поверхности русла. Толщина ледовой корки доходит до полуметра.
Особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что основная часть ледового панциря образовалась примерно в середине января, когда на Юге были наиболее жестокие морозы.
Тогда сброс воды в Сырдарью из Шардаринского водохранилища составлял порядка 600 кубометров в секунду. И хотя уровень воды в реке не превышал естественной для этого времени года отметки, уже 21 января, из-за образовавшегося ледостава, вода вышла из берегов. Затем ситуация лишь еще более усугублялась.
Сброс воды в Сырдарью с каждым днем увеличивался. К началу недели сброс составлял до 700 кубов в секунду. Неизбежно поднимается и уровень реки. Пока глыбы льда стоят на месте. Но в соответствии со всеми законами физики, на ледовый панцирь уже по всему фронту действуют две точки, вернее плоскости, напряжения. В первую очередь, в Сырдарью продолжает прибывать вода, уровень реки поднимается, буквально взламывая ледовую крышку изнутри.
Второй фактор — потепление с последующим обильным ледоходом. Но отколовшиеся льдины плывут по реке до первой отмели или узкого места. Здесь образуется настоящая ледовая «пробка». В результате — так называемый локальный разлив реки из берегов, который в реальности может затопить десятки, а то и сотни гектаров равнинных территорий.
Зимние наводнения на Юге Казахстана — традиционная история. С декабря-января в Кыргизии и Туркменистане возрастает потребление электроэнергии, необходимой для выработки тепла. Киргизы начинают сбрасывать повышенное количество воды из своих высокогорных водохранилищ на гидроэлектростанции. Открутив турбины Нарынской ГРЭС, эти потоки устремляются в низ. И оказываются в Шардаринском водохранилище, являющемся естественным водоприемником практически всего Средне-Азиатского гидробассейна.
В летний период, в разгар поливного сезона, Шардаринское водохранилище пересыхает чуть ли не до дна. Зимой, наоборот, в считанные дни наполняется до критического уровня. В целом Шардара способна принять до 5,5 млрд. кубометров воды. Однако водники предпочитают не доводить наполнения водохранилища до критического уровня. В противном случае есть риск разрушения его плотины, что приведет уже к настоящей катастрофе. Потому воду из Шардаринского водохранилища сбрасывают в русло Сырдарьи.
Но пропускная способность реки в зимнее время из-за обмеления и ледоставов снижается до минимума.
Ежедневно вся информация о ситуации на Сырдарье поступает в областной штаб по ЧС, который был создан уже в середине января этого года. Аким Южно-Казахстанской области Нургали Ашимов не скрывает, что ситуация более чем серьезная, и считает что готовится нужно к наихудшему варианту:
— Природная стихия, увы, пока не подвластна человеку. Но в области имеются все возможности и условия свести последствия наводнения к минимуму, и уж во всяком случае, не допустить человеческих жертв.
Такого же мнения и вице-министр Республики Умирзак Шукеев, побывавший в опасной зоне.
Хотя, если у областного и районных акиматов задача номер один — во всеоружии встретить возможное наводнение, то у министров цель в принципе не допустить бедствия.
Для этого необходимо договориться с нашими южными соседями — Кыргызстаном и Узбекистаном, о регулировании водного баланса в кризисный период.
Наше государство готово предоставить значительное количество твердого топлива для кыргызских ГРЭС. Здесь расчет прост: электростанции Кыргызстана могут вырабатывать энергию как с помощью гидрорессурсов, так и на основе твердого топлива. Естественно, самим киргизам выгоднее работать на собственных природных ресурсах, благо воды из горных рек у них достаточно. Но в то же время использование гидрогенераторов для них вопрос не принципиальный, главное — обеспечить себя электроэнергией. И если у них будет «халявный» уголь или мазут, то они спокойно перекроют спуск воды.
Для Казахстана же выгоднее потратиться на обеспечение твердым топливом кыргызских ГЭС, нежели тратить потом миллионы и миллиарды на предотвращение последствий, вызванных наводнением. Так что, по словам вице-премьера У. Шукеева, здесь конечно «нужен точный расчет, чтобы лишнего не давать», но необходимый запас топлива для соседей будет обеспечен Казахстаном в полном объеме и в минимальные сроки.
С Узбекистаном же достигнуты предварительные договоренности о том, чтобы задействовать Арнасайскую низменность для сброса воды из Шардары, снизив, таким образом, нагрузку на Сырдарью.
Прорабатываются и другие варианты. В целом, по комментариям председателя комитета по водным ресурсам Анатолия Рябцева, с узбеками достигнуты договоренности аналогичные 2005-2006 годов. Тогда также остро стояла угроза обширного паводка на Сырдарье.
Вкупе с этим, акиматом ЮКО также прорабатывается возможность сброса излишков воды из Сырдарьи в пески Кызылкумской пустыни в западных районах Южно-Казахстанской области. Для этого ведутся работы по очистке ранее существовавших и оборудованию новых сбросных каналов.
Если министры договорятся, то возможно Южному Казахстану удастся отсечь головы гидры наводнения.

Фото с сайта http://www.caravan.kz