– Сейчас в мире говорят о грядущем к 2050 году росте населения земного шара с 7 до 9 миллиардов человек. И больше не за счет рождаемости, а за счет увеличения продолжительности жизни людей. Как обстоят дела в Казахстане?
– По имеющимся прогнозам Агентства РК по статистике, доля пожилых людей к 2030 году увеличится до 11,1–11,3 процента, а к 2050 году – до 14,7–15 процентов. Общая численность населения Казахстана, по данным на 1 сентября 2014 года, составляет 17 330 494 человека. Это значит, что уже сейчас среди нас живет около 1 миллиона 330 тысяч пожилых людей. А старение общества порождает множество социально-экономических, медицинских и морально-этических проблем.
– И как нам относиться к этому?
– Процесс старения – это сама жизнь, это неизбежность, которую надо принять и быть готовыми к этому. Поэтому нужно стремиться к обеспечению доступной медицинской, паллиативной и медико-социальной помощи пожилым людям. Это сейчас самые актуальные вопросы для здорового старения. Качественное долголетие – это индивидуальная ответственность каждого здравомыслящего человека. И само продление жизни надо рассматривать не просто как прибавление дополнительных старческих лет, которые омрачены истощающими хроническими болезнями и другими недугами. Это должно быть продление трудоспособных, полноценных и качественных лет жизни для себя, своих близких и общества. Пока же наша медицина лишь борется с уже состоявшимися патологиями людей преклонного возраста.
Сегодня наши специалисты вывели для себя целую теорию гериатрических синдромов, связанных со старостью, чтобы затем обучать специалистов разных направлений, врачей, медицинских сестер, социальных работников, инженеров, обустраивающих инженерную инфраструктуру в местах большого скопления пожилых людей, и организовать пожилым комплексную помощь. Обучать нужно и самих пожилых людей, как им достойно встречать старость.
– Что реально мы имеем на сегодня?
– Пока у нас нет специальной программы, как обустроить жизнь в пожилом возрасте, а также очень необходимого закона о защите прав пожилых людей. Хотя это сегодня очень актуально. За рубежом, например, в некоторых странах, учреждениях, которые работают с пожилыми людьми, больницы, дома-интернаты или амбулаторные учреждения уже сейчас обязаны иметь сертификаты на право пребывания в них лиц пожилого и старческого возраста. Там немного требований, но они обеспечивают безопасное пребывание пожилым в местах, где они чаще всего находятся.
– Что это за синдромы, которые должен знать каждый?
– Наши гериатры и геронтологи составили среднестатистический социальный портрет пожилого человека. Согласно ему, для пожилых людей в большинстве случаев характерны нарушения способности к общению, передвижению, труду, к самообслуживанию, обучению. Зачастую нарушается ориентация в пространстве, во времени, в собственной личности, теряется способность к контролю собственного поведения, снижается функция памяти. И все это ведет к серьезным рискам, которым пожилые люди подвергаются в повседневной жизни. И специалисты, занятые в области обслуживания пожилых людей, – врачи, медсестры, психологи, юристы – должны быть готовыми к оказанию им адекватной помощи. Потому что жизнь пожилого человека, несмотря на последствия многочисленных болезней, не должна быть ограниченной. И должна быть максимально безопасной.
– Каким рискам подвержены пожилые люди по сравнению с людьми среднего возраста?
– Это физические и психические качества, присущие людям старшего поколения, а зачастую их медицинская неграмотность. Например, в пожилом возрасте люди неустойчивы и часто падают – значит, нужно подсказать членам их семей, что нужно сделать в квартире, к примеру, специальные поручни в туалете, убрать какие-то пороги в ванной, чтобы больной пожилой человек не спотыкался там. Ведь молодые члены семьи зачастую даже не задумываются, что есть такой простой способ облегчить жизнь своим старикам. Обучать нужно и самих стариков, к примеру, как правильно падать, чтобы уменьшить травматичность из-за их усиливающейся неустойчивости. Кроме того, пожилой человек после инсульта с трудом поднимается по лестнице. Значит, в подъезде для него необходимо оборудовать специальные поручни, чтобы при передвижении он не упал и не сломал себе, например, шейку бедра. Поскольку такое событие принесет новые проблемы как самому человеку, так и его семье.
Вообще, риски, связанные с обустройством квартиры, учреждения, окружающей среды, автобусных и трамвайных линий, пандусы, которые бы помогали пожилым людям при их передвижении, все это надо предусмотреть.
– Кто мог бы обучать этому?
– Медицинские работники могли бы стать консультантами в этом общем стремлении к снижению уровня травматичности у пожилых. Не секрет, что сегодня из-за недостатка знаний в области геронтологии сотрудники медицинских учреждений воспринимают пожилых как людей среднего возраста. И когда, например, у стариков наблюдается снижение памяти и они десятки раз спрашивают у дежурной медсестры одно и то же, например, какое лекарство и когда принимать, медсестра воспринимает это эмоционально, как навязчивость человека, а не медицинский диагноз его состояния с точки зрения профессионала. Так вот, задача гериатров и геронтологов – передавать эти базовые знания медицинским и социальным работникам. Таким образом мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности.
Алматы