Почему Салыкова – известный журналист и успешная предпринимательница, вдруг решила открыть свой собственный канал, беседовать с самыми разными людьми? Сейчас в информационном пространстве немало подкастов-интервью, часто откровенно провокационных.
— Сначала старая байка. Двух маркетологов, которые специализировались на продаже обуви, посылают в Африку. Один сообщает в компанию: «Здесь нет никакого рынка, все ходят босиком». Второй: «Здесь обалденный рынок, все ходят босиком»! Так что количество подкастов – совсем не повод не начинать новый. Скорее, наоборот. Новые форматы предполагают разнообразие наполнения, контента и подходов.
— Ваш первый герой – национальная и всемирная знаменитость, Олжас Сулейменов Почему начали с него?
— Много лет назад в Москве попала на его поэтический вечер в Центральном доме литераторов, это было грандиозное событие, полный аншлаг, люди стояли в проходах. Тогда мы познакомились. Олжас Омарович – один из лидеров поколения «шестидесятников», наряду с Ахмадулиной, Рождественским, Вознесенским, Евтушенко, его друзьями. Шестидесятники – это особый мир. Они воспитали следующие поколения литераторов и интеллигентов всего СССР, заронили в них жажду обновления, уважения к личности, к личному выбору, к поиску справедливости. Книга «АЗиЯ» стала настоящей бомбой в советское время, открыла новую страницу в осмыслении исторического наследия, взаимоотношения культур. Ее значение, как и значение общественно-политической позиции Сулейменова — депутата последнего, относительно демократически избранного Верховного Совета СССР, его борьбу за мир и ядерное разоружение трудно переоценить. Созданный им Фонд сближения культур продолжает работу по развитию диалога – сегодня нет ничего важнее. В нашем подкасте Олжас Омарович говорит о том, что нет какой-то одной «правильной культуры». Что только взаимодействие культур приближает нас к истине. Это, на мой взгляд, очень важная мысль. О взаимодействии культур нужно говорить больше и громче. Как и о том, что сегодня, как сказал глава Китая Си Цзиньпинь, происходит «глобальное переустройство мира». Как мы видим, драматическое и непростое. Как важно найти точки опоры, которые помогут нам в этом переустройстве остаться людьми и достойно развиваться. Мой новый проект как раз и посвящен разговору с теми, кто подсказывает нам эти точки опоры, напоминает о самом существенном. Мне очень близко то, о чем сказал Олжас Омарович – что мир спасет не технократ, не воинственный политик, но человек гуманитарный, широко и свободно мыслящий, творческий.
Об этом же недавно в интервью говорила моя давняя знакомая, нобелевский лауреат по литературе 2015 года белорусская писательница Светлана Алексиевич. Об этом писали в разгар пандемии такие мыслители, как американец Ноам Хомски, израильтянин Юваль Ной Харари, русская исследовательница мозга профессор Татьяна Черниговская. То есть в разных регионах мира люди приходят к этому заключению. К тому, что нам важно найти опору в гуманитарном понимании мира, что совершенно не исключает технический прогресс. Прогресс – это средство. Люди культуры, творцы – носители гуманитарного знания, видения. Они помогут нам понять новые вызовы, новые смыслы.
— Кто следующий в очереди? Как вы вообще выбираете собеседников?
— А я не случайно напомнила байку про маркетологов. Я исхожу прежде всего от того, что мне самой интересно, что меня волнует в данный момент больше всего. Если интересно мне, скорее всего, это кого-то тоже заинтересует. Не гонюсь за «звездами», хотя в планах встречи и с нобелевскими лауреатами в разных областях, и с лауреатами Гонкуровской или Пулитцеровской премий, и с обладателями "Оскаров". Дело не в званиях и наградах. Даже не в популярности – важно, чтобы собеседник рассказал о том, что сегодня «на острие». О тех «проклятых вопросах», которые нам не дают покоя и которые мы часто не знаем, как разрешить. Мне интересно разговаривать с теми людьми, которые не только умеют обозначить проблему, но и имеют собственный взгляд на то, как ее решать. Которые с азартом, с радостью занимаются любимым делом и достигают успеха. Проще – со счастливыми в широком смысле людьми. Пусть их сегодня знают не миллионы, только сотни современников – но у них колоссальный потенциал, именно они могут стать двигателями перемен, героями того глобального переосмысления мира, которое уже началось. В самых разных областях деятельности или знания. В конце концов все «звезды» когда-то были открыты аудиторией, в том числе и журналистами.
Одним из моих следующих героев будет, к примеру, Василий Черный, суперпрофессионал, знаковая фигура в индустрии мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ. Его важно слушать. Я сама много лет работаю в области коммуникаций, эта сфера несет в себе колоссальный потенциал, исследователи во всем мире говорят, что будущий успех не только компаний, но и стран зависит от развития коммуникационных технологий.
— А журналистика?
— Конечно, меня очень интересует происходящее в журналистике, многие говорят, что она умирает или уже умерла. Но это не так. Об этом будут наши беседы с моими коллегами по советской еще периодике – «Комсомольской правде» и «Огоньку». Журналисткой и писательницей Надеждой Ажгихиной. Она много лет работала в Европейской и Международной федерациях журналистов, сейчас сотрудничает с новой глобальной профессиональной инициативой «Премия Фетисова».
Еще запланировано интервью с великолепным фотографом Юрием Феклистовым. Он запечатлел лица советской и постсоветской эпохи, снимал британскую королеву, Майкла Джексона и Сезарию Эвору. Президентов, спортсменов, артистов и обычных людей в самых разных странах мира… А как он рассказывает о своих встречах! В разговоре с ним мне важно было понять, кроме всего прочего – как он стал философом с камерой? Парень из обычной рабочей семьи?
— Представители научного сообщества?
— Скоро увидите, надеюсь на беседу с уникальной исследовательницей из Грузии, этнологом, академиком Лией Меликишвили. Не только о многообразии этнической картины Южного Кавказа, и даже не только о природе конфликтов в регионе. Наш разговор – это диалог журналиста-расследователя и ученого. В том числе о том, почему государственные структуры стали такими хрупкими. Что, где и как может перезагрузиться? Я уже говорила, мне вообще интересны ученые, писатели, публицисты, политологи. Герои моих подкастов – люди, которые всего сами всего добились. Которые делают то, что им больше всего интересно, и работают с удовольствием. Самодостаточные люди. И очень самостоятельные в своих суждениях, что всегда интересно.
— Мы говорим о людях в основном состоявшихся, опытных, то есть немолодых…
— В ближайшее время будем готовить диалог с 17-летним казахстанцем. Он уже опытный в некотором смысле предприниматель. В 15 лет основал успешный бизнес. У него невероятное мышление, невероятный взгляд на мир.
— Как вы его нашли?
— Почти случайно. Когда по телефону разговаривала с ним – возникло ощущение, что общалась со взрослым человеком: такое понимание структуры бизнеса, организации процесса. А когда он к нам пришел, я увидела… ребенка. По казахской традиции посадили гостя во главе стола. А рядом сидели наши работники. Самому молодому из них за 50 лет! Он им во внуки годится. Но он очень по-взрослому рассуждал. У многих коллег, не скрою, был шок. Как он вообще такой получился? Родители же ему не подсказывали, как начать собственное дело. Теперь Саша стал партнером в моем бизнес-проекте, автоматизирует всю систему управления нашего холдинга «Медиа систем». И очень удачно.
— Доверить автоматизированную систему управления школьнику?!
— Кто-то из наших коллег сказал, что он похож на Билла Гейтса в детстве. А Саша влился в наш коллектив абсолютно органично. Почему бы о нем не рассказать? Наверное, казахстанские школьники могли бы чему-то поучиться и у таких талантливых сверстников.
— Но таких героев – единицы.
— Нет, конечно! Еще один парень в казахской степи сделал уникальный бизнес-проект. Раньше организовывал IT-стартапы. Но что-то у него однажды перемкнуло – встал из-за стола, надел сапоги и ушел в степь, чтобы привнести современный опыт организации бизнеса в традиционную область животноводства .
— Новый формат ведения бизнеса?
— Классический библейский – просто пасти баранов. Но на совершенно новой организационной основе, где в центре всего стоит принцип максимального внимания к человеку, который работает в степи. Создает комфортные условия жизни и труда. Его хозяйство очень скоро стало успешным. Об этом был один небольшой материал. Я позвонила человеку из Москвы – договориться о встрече. А он говорит: «Мне сейчас отовсюду звонят инвесторы, из Саудовской Аравии договор предлагают»… Кто знал этого парня раньше? Герои будущего живут везде! Надо их увидеть. Мне кажется, интереснее всего говорить именно с такими, за которыми будущее.
— На какую аудиторию вы ориентируетесь?
— Это все те, кому интересно происходящее сегодня в нашей стране и в мире. Кому интересны перспективы развития личности и развития общества, кому небезразлично будущее. Кто уже оказывает влияние на нашу жизнь, принимает решения, или только готовится к активной профессиональной деятельности. Неравнодушные люди, которые сами хотят развиваться. Мне кажется, моя задача в том числе – показывать перспективы неких новых направлений деятельности, и показывать по-настоящему счастливых, многогранных людей, добившихся успеха в профессии и в частной жизни. Таких, как еще один мой герой, старый друг и коллега Игорь Писарский. Человек-оркестр! Ему за 60, но он до сих прыгает на горных лыжах с вертолета, пишет либретто популярных мюзиклов. Один из отцов-основателей коммуникационной индустрии в России. Известный ресторатор. Автор гимна инновационного центра «Сколково», переводчик и драматург. Композитор и поэт. Его песни я слушаю в дороге… Вот как ему все это удается?
— И как же?
— Послушайте, посмотрите — и узнаете!