Герб арий нашего времени - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+12 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Герб арий нашего времени

Герб арий нашего времени

Здесь нет ничего случайного. Все цвета и символы четко продуманы и нанесены в установленном веками порядке. Несмотря на то что гербы порой выглядят как произведения искусства, подчиняются они строгой науке – геральдике.

  • 23 Октября 2009
  • 4318
Фото - Caravan.kz

Правда, в Казахстане эта наука пока не востребована, хотя гербы себе не рисует только ленивый!

Геральдисты говорят, что по большей части ныне существующие гербы, принадлежащие отдельным людям (да-да, состоятельные казахстанцы по примеру нуворишей всего мира тоже заказывают себе гербы!) или маленьким райцентрам, составлены абсолютно безграмотно и вместо чувства восхищения вызывают у специалистов горькую усмешку.

Наука рыцарских турниров

Для того чтобы понять чувства специалистов, надо вспомнить историю. Геральдика как наука начала зарождаться в Средние века, во времена рыцарских турниров и крестовых походов. Рыцари были одеты в доспехи и шлемы, лица не было видно, и чтобы проще было опознавать на поле боя, кто свой, а кто чужой, на щиты наносились определенные символы, которые позже стали превращаться в гербы.

– Вот тогда появились герольды, что в переводе означает глашатаи, – начал краткий экскурс в историю начальник отдела военной геральдики Военного института КНБ РК подполковник Борис ЧЕРКАШИН. – Когда начинался рыцарский турнир, то герольд, глядя на герб, называл имя рыцаря, описывал его родословную и подвиги. Скоро стало ясно, что в применении гербов необходимо навести порядок, поскольку их носители часто выбирали гербы по своему усмотрению, и случаи повторения были нередки. Контроль над этим был поручен представителям короля или наиболее сведущим дворянам – герольдам. Став официальными арбитрами, представляющими королевский дом, герольды разработали строгую систему, позволяющую регулировать использование гербов и следить за тем, чтобы они не повторялись.

Поскольку гербы выдавались только дворянам от имени королевского дома, то они рассматривались как знаки отличия и символы высочайшего социального статуса. А вскоре гербы стали отличительным знаком государств.

Орнамент и тамга – геральдика по-казахски

В Казахстане геральдики как науки не существовало, поскольку не было такого понятия, как герб. Хотя у каждого рода был свой отличительный знак – тамга. В степи существовала своя система распознавания войск. Отличительные черты: цвет стрелы и наконечники шлемов, к которым прикреплялись перья или куски ткани разного цвета. А на сословную принадлежность указывало оружие – здесь тоже существовала очень четкая система различий.

– Еще одна присущая Казахстану отличительная черта – орнамент, – говорит Борис Черкашин. – Ведь каждая завитушка орнамента имеет свой смысл. Эта область весьма богата и интересна, основывается на мифологии и поверьях. Люди тесно связаны с природой, природными явлениями, которые и изображали на своей одежде, сбруях коней, украшениях. И на самом деле это тоже своеобразное геральдическое направление. Сейчас все это необходимо систематизировать и элементы и символы использовать в построении современных гербов.

Вообще в мире существует огромное количество символов, в Казахстане их тоже не меньше, но вот классификатора именно тюркских символов пока не существует. А пользоваться классификаторами, созданными в той же Европе, в нашей стране не совсем правильно. Прочитывание символа зависит от истории и менталитета того или иного народа. Например, в геральдической символике довольно популярно изображение волка. Почти во всей Европе волк – это негативный символ, обозначающий корысть и предательство. А вот Республика Ичкерия использовала на своем гербе изображение лежащего волка. В тюркской истории волк, а точнее, волчица, – символ происхождения тюрков, проживающих на территории Монголии. Согласно легенде, эти племена произошли от безрукого, безногого ребенка, которого вскормила волчица. И здесь этот символ считается добрым знаком.

По словам Бориса Черкашина, таких примеров разночтения много. И, по-хорошему, все это надо бы систематизировать, чтобы не попасть впросак.

Герольдов – в администрацию Президента!

Только вот заниматься этим у нас в стране некому. Кроме отдела военной геральдики, существующего в Военном институте КНБ РК, нет ни одной официальной структуры, занимающейся изучением гербов и символов.

– В свое время вставал вопрос об открытии подобного отдела в Министерстве обороны, но поскольку не нашли специалистов, то вопрос этот был закрыт, – пояснил Борис Черкашин. – Кроме того, у нас в стране нет нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы геральдики. Сейчас решается вопрос о создании геральдической службы при администрации Президента. Когда он решится и в каком виде будет существовать, пока неизвестно. Но нам просто необходим главный орган, который будет контролировать создание гербов, эмблем, флагов. Во всем мире есть правила: например, если какая-то крупная корпорация решила создать свой герб или символ, то она не может его использовать до тех пор, пока не получит разрешение от государственной геральдической службы. Выдается авторское свидетельство тому художнику, который создал герб, подготавливаются специальные документы (правила использования, описание структуры герба). И только после этого герб можно использовать – помещать на флагах, официальных документах. Но у нас такой системы нет ни в муниципальной, ни в военной геральдике.

Муниципальное “средневековье”

И если военная геральдика существует, как и все в армии, четко “по уставу”, то вот муниципальная геральдика – наука о гербах городов, районов и областей, находится сейчас в “средневековье”. Каждый районный центр, каждая область, каждый городок Казахстана рисуют себе свой герб – это нынче модно. Но каждый, увы, это делает, как захочется или как получится. В итоге иногда доходит до конфуза.

– Геральдика – это наука символов, обращенных в прошлое, а у нас на гербах рисуют то, что видят. Например, взять герб Астаны, на котором изображен Байтерек. Байтерек построили всего несколько лет назад и к истории города, который существует более 100 лет, он не имеет отношения. А ведь на гербе должно отражаться прежде всего прошлое того же города, а потом уже настоящее, – пояснил Борис Черкашин. – Или взять герб Курчумского района Восточно-Казахстанской области, на котором художник нарисовал горы, скалы, такие реальные и красивые. Но, строго говоря, назвать это гербом нельзя, ведь герб – не рисунок, он строится из символов, которые располагаются в четком, веками установленном порядке.

Принижают даже государственные символы!

Но мало создать гербы и флаги, надо научиться их правильно использовать. Что говорить о гербах городов, если даже к государственным символам – гербу и флагу Казахстана, нет уважительного отношения! Есть Закон “О государственных символах”, есть постановление правительства “Об утверждении Правил размещения Государственного флага, Государственного герба Республики Казахстан и их изображений, а также текста Государственного гимна Республики Казахстан”, но про них забывают даже чиновники, а простые граждане и не слышали.

– Недавно я был в командировке в Астане, выхожу из поезда и вижу: на территории железнодорожного вокзала стоит ряд флагштоков, на которых в шахматном порядке размещены государственный флаг и флаг Астаны, причем на разной высоте! По всем международным правилам, если рядом стоят два разных флага, то они должны вывешиваться на одной высоте. А у нас флаг города Астаны расположен выше, а флаг Республики Казахстан – ниже. Это недопустимое принижение государственного символа!

Важна каждая деталь

Поскольку отдел, которым руководит Борис Черкашин, находится в Военном институте КНБ РК, то чаще всего ему приходится разрабатывать символику для воинских подразделений или создавать памятные нагрудные знаки. И у создания каждого из них есть своя история.

– Сейчас командиры чуть ли не каждой части и пограничной заставы хотят иметь свою эмблему. Безусловно, каждый считает свою воинскую часть самой боевой, поэтому и хотят видеть своим символом одновременно снежного барса, льва, тигра, огромное количество оружия, – рассказал Борис Черкашин. – Но далеко не всегда эти символы соответствуют роду деятельности этой части. И как только к нам приходят с заказом, начинаются муки творчества и поиски отличительных символов.

Одной из первых работ отдела геральдики было создание эмблемы Таразского пограничного отряда. Первым делом при создании эмблемы изучаются история местности и географические особенности.

– Тараз – очень древний город, и за его долгую историю существовало большое количество гербов. Первый герб города Тараза, который упоминается историками, – это перевернутый рог изобилия, из которого высыпаются дары природы. Но на военной эмблеме такой символ не разместишь. Был в истории города герб, на котором изображали сидящего барса, но и этот символ не подошел. После долгих поисков мы зацепились за мавзолей Айша-биби. Как известно, до наших дней практически в первозданном виде сохранилась одна стена мавзолея, и на ней есть орнамент, который больше никогда и нигде в мире не встречался. Именно он очень лаконично вписался в эмблему пограничного отряда.

Не менее интересна история создания эмблемы Жанибекского пограничного отряда в Западно-Казахстанской области. Когда-то это был один из самых богатейших районов Казахстана с развитой торговлей. Сейчас же эта степная территория практически безлюдна. Единственной зацепкой для геральдистов были сохранившиеся с древних времен сдвоенные колодцы. Но и они не нашли своего применения.

– Оставить в виде символа два кольца – нереально, поскольку у обывателей этот знак вызывал совсем другие ассоциации. Но поскольку в прошлом это был один из самых богатых районов и здесь жили ханы, то мы и взяли за основу их символ – белую юрту. Создай свой герб!

Создание собственного герба по всем правилам – дело увлекательное и полезное. Ведь несколькими понятными всем символами надо поведать историю своего рода, его девиз и славные дела, а также “адрес”.

Шаг первый: выбор щита

Начинается создание герба с выбора основы – щита. Именно на его поверхности помещаются главные гербовые изображения – поля и фигуры. Герб может состоять из одного щита, или из щита с самыми разными добавлениями, или даже из нескольких щитов. Но герба совсем без щита быть не может. О расположенных на нем фигурах говорят, что они находятся “в поле щита”, “в щите”. Ведь геральдический щит – это условная рамка для изображений, а не реальный предмет.

Некоторые геральдические художники находят удовольствие в том, чтобы придать гербовому щиту странную и неожиданную форму. Иногда это оказываются вовсе не щиты, а конские налобники или квадраты, в которых легко узнать гербовые знамена. Это закономерно: рыцари помещали на налобниках своих коней и на знаменах те же фигуры, что и на щите.

Шаг второй: найти сердце и чрево

Когда выбрана основа, то есть форма герба, то можно приступить к раскраске. На нескольких старинных гербах можно встретить одноцветные щиты, геральдисты называют их по-разному: кто-то незанятыми, а кто-то, наоборот, – наполненными. Но таких гербов мало. Обычно щит украшен фигурами или делится на разноцветные части. Для того чтобы было легче разобраться в их расположении, каждая из частей щита получила свое название. Верх именуется главой, низ – оконечностью. Кроме того, у щита есть правый и левый края, но тут следует учесть, что в геральдике правую и левую стороны определяют относительно рыцаря, который закрывается гербовым щитом от вражеских ударов. Поэтому правая сторона щита и всего герба находится слева от зрителя, а левая – справа.

Там, где края встречаются с главой и оконечностью, располагаются углы щита, причем даже тогда, когда щит круглый! Середина щита называется сердцем. Иногда часть щита на границе главы и сердца именуется почетным местом, а граница сердца и оконечности – чревом. При помощи деления можно получить не только разноцветные части щита, но и простейшие фигуры в виде полос. Задача таких фигур – придать гербу “геральдический вид”. Иметь их в гербе почетно не потому, что они символизируют что-то благородное и высокое, а потому, что сама по себе геральдика благородна и высока. Этим и объясняются торжественные названия простейших фигур – их именуют геральдическими и почетными фигурами.

Шаг третий: украшения

Далее накладываются украшения щита: шлем, короны, наметные ленты, щитодержатели. Шлем изображается над щитом и имеет разный вид, он зависит от древности рода, происхождения. Нашлемник происходит от реальных украшений в виде перьев и часто повторяет основной рисунок щита или раскрывает девиз. Он особенно важен в английской геральдике, где его объем зачастую был больше, чем у щита. Корона венчала либо шлем, либо непосредственно герб. Намет – специальная лента, происходит от накидок крестоносцев, превращенных в лохмотья под палящим солнцем и разрывавшихся на узкие ленты на турнирах. Обычно имеет основной цвет герба. Щитодержатель поддерживает щит фигур, появившихся в XVI–XVII веках. Изображались люди, животные, мифические существа. У Государственного герба Российской империи щитодержателями были два ангела. Традиционно они связаны с символами земель, откуда произошли владельцы.

Вот на эту основу и наносятся символы, рассказывающие об истории и подвигах городов и людей.

Карта геральдического щита: части и направления

АБВ – глава

ЖЗИ – оконечность

АГЖ– правый край

ВЕИ – левый край

Д – сердце (здесь показан сердцевой щиток)

Л – чрево (или пуп):

А – правый верхний (первый) угол

В – левый верхний (второй) угол

Ж – правый нижний (третий) угол

И – левый нижний (четвертый) угол

К – почетное место (это название не должно обмануть: сердце и глава считаются не менее почетными местами щита!)

Б – середина главы