Последние недели были насыщены информацией, в той или иной мере отражающей политические и экономические стороны проблемы: выход российской компании «ЛУКОЙЛ» из проекта «Азери-чираг-Гюнешли», скандал в «Тенгизшевройле», возможный уход американской нефтяной компании Kerr McGee из Казахстана, активное противодействие российской «Транснефть» внедрению «банка качества» на трубопроводе Каспийский трубопроводный консорциум и многое другое.
Характерным, в этой связи, стало известие о переносе даты заседания представителей пяти прикаспийских стран на уровне заместителей глав МИД по Каспию. Намечавшееся ранее на 19-20 ноября в Баку восьмое заседание рабочей группы по вопросам правового статуса Каспийского моря, было перенесено на начало декабря, причем это решение не является пока окончательным и может быть изменено в дальнейшем. На предыдущем, июльском заседание рабочей группы в Тегеране, «консенсусное» решение проблемы, как известно, фактически не сдвинулось с мертвой точки.
По официальной информации, дата встречи в Баку была изменена по техническим причинам. Этой точки зрения придерживается и замминистра МИД Азербайджана Халаф Халафов, который на днях сделал заявление, что Баку и Тегеран в скором времени могут подписать договор по Каспийскому морю. «Я не исключаю, что во время официального визита президента Ирана Мохаммада Хатами в Азербайджан может быть подписано двустороннее азербайджано-иранское соглашения по Каспию», предположил Х. Халафов. По мнению азербайджанского дипломата, до сих пор переговорный процесс в данной области был результативным: «При сохранении такой интенсивности переговоров есть вероятность того, что позиции обеих стран по этому вопросу сблизятся, и мы постараемся к приезду Мохаммада Хатами подготовить подобный документ». Удивительно, но Халафов отметил, что не имеет информации о том, что иранские власти выразили протест по поводу азербайджано-российского соглашения по разделу Каспия, подписанного в сентябре. «Напротив, после его подписания пресс-секретарь МИД Ирана выразил надежду, что двусторонние договоренности в дальнейшем сыграют позитивную роль в сближении позиций всех прикаспийских государств», — подчеркнул заместитель главы азербайджанского МИДа. Надо сказать что, это было весьма странное заявление — практически сразу же после подписания упомянутого российско-азербайджанского соглашения, агентство ИРНА распространило информацию, отражающую мнение МИД Ирана: «Никаких договоренностей между отдельными прикаспийскими государствами быть не может: правовой статус определяется общим согласием всех пяти стран». Кроме того, 30 сентября президент Мохаммад Хатами выразил свою официальную реакцию на подписание двустороннего соглашения между Азербайджаном и Россией. В своем заявлении президент Хатами подчеркнул, что для Ирана «не могут быть приемлемыми» никакие односторонние действия в Каспийском море. Любые решения в данной области должны быть «справедливыми». При их принятии необходимо согласие всех пяти сторон. Более того (вероятно, специально для представителей азербайджанского МИДа), в течение последних двух месяцев специальный представитель президента Ирана по Каспию Мехти Сафари, неоднократно подеркивал, что позиции Тегерана в отношении правового режима Каспия остаются неизменными.
Однако, врядли заместитель главы азербайджанского внешнеполитического ведомства стал бы компрометировать себя изложением заведомо ложной информации. Скорее, здесь вновь проявляют себя разброд и шатания в среде иранского руководства по целому ряду принципиальных вопросов политики, отражающие нестабильную внутреннюю ситуацию в стране. Весьма показательной, в этой связи, стала информация, распространенная в октябре иранскими СМИ о дебатах по Каспию в иранском меджлисе, в которой подчеркивается, что депутаты, «поддерживающие президента», еще раз выступили с критикой в адрес внешнеполитического ведомства и лично министра иностранных дел Кямала Харрази за безуспешные попытки добиться выполнения требований Ирана в регионе.
В интервью агентству ИСНА иранский эксперт по международным проблемам Хасан Фатхи отметил: «В связи с тем, что наше дипломатическое ведомство возглавляют люди, которые не знают национальных интересов страны или не имеют представления о дипломатии, в любом случае, мы, шаг за шагом отступали в Каспийском море, и наша доля снизилась с 50% до 20%. Но даже и при таких условиях прибрежные страны, заключив двусторонние соглашения, не посчитали нужным учитывать право Ирана на 20-процентную долю и поставили, тем самым, Каспийское море на грань серьезной политической конфронтации». Радикальность слов Х. Фатхи, бесспорно, обусловлена общими патриотическими настроениями в стране, немалое влияние на которые оказывает нерешенность каспийской проблемы. Другой известный иранский специалист, главный советник правительства Ирана по проблемам Средней Азии и Кавказа Акбар Вали-заде признался: «В деле достижения целей, которые мы поставили перед собой в регионе, нас постигла полная неудача. Нам следует изменить свою политику в регионе. С некоторыми странами мы строили свои взаимоотношения с экономических позиций, но и в этом случае, из-за целого ряда препятствий мы не смогли добиться полного успеха. Иран и Азербайджан занимают по каспийским проблемам диаметрально противоположные позиции». Учитывая необходимость изменения политики в регионе, определенная часть официальных иранских лиц предпринимает сегодня попытки поиска компромиссов и более мягких формулировок, что отразилось в позиции пресс-службы МИДа Ирана, на которую ссылался Х. Халафов. Российская оценка происходящему была дана спецпредставителем президента РФ по Каспию Виктором Калюжным, который ранее отметил, что: «последнее заседание рабочей группы показало, что иранское руководство стремится к гибкости и практичности».
На встрече с представителями СМИ Х. Халафов выразил уверенность в том, что и после подписания двусторонних соглашений по Каспию с Азербайджаном и Казахстаном Россия будет продолжать активно добиваться решения этой проблемы в пятистороннем варианте и не оставит Азербайджан «один на один с Ираном и Туркменистаном». В прошлую среду агентство Media-Press распространило информацию о том, что Россия, Азербайджан и Казахстан «готовятся подписать трехстороннее соглашение о точке стыка линий разграничения дна Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование». Как сообщается, эта тема включена в повестку дня предстоящего заседания рабочей группы по Каспию, которая намечена на 10-12 декабря в Баку. Очевидно, что главной причиной отсрочки этой встречи стали предварительные «консультации» с казахстанской и азербайджанской сторонами в Москве, где, по сведениям источника Media-Press, «отмечалась близость позиций».
Продолжает оставаться нейтральным Ашгабат, предпочитая изредка делать обтекаемые и полудемагогические заявления. 22 ноября, по сведениям CNA, отдел международной информации аппарата президента Туркмении сделал сообщение, что руководство страны «продолжает придерживаться договоренности глав прикаспийских государств о том, что все вопросы, связанные с определением юрисдикции стран на Каспийском море, должны решаться путем консенсуса, на основе учета интересов и мнений всех без исключения прибрежных стран».
В Тегеране 9-10 декабря пройдет международная конференция «Влияние процесса глобализации на нефтегазовую промышленность Среднего Востока». Hа конференции должны выступить министр нефти Ирана, заместитель министра иностранных дел Ирана, российский спецпредставитель по Каспию и др. Тематика выступлений предполагается довольно широкой и одним из важных пунктов обсуждения будут вопросы по техническим и правовым возможностям Ирана в увеличении добычи нефти. Видимо, после этой конференции, может состоятся и встреча в Баку. Пока же, иранские власти готовят необходимые аргументы для своих выступлений, используя все доступные средства, полезные в политической дискуссии. Как заявил в пятницу главнокомандующий ВМС Ирана адмирал Аббас Мохтадж: «Иран готов защитить свои интересы в Персидском заливе и в Каспийском море, используя для этого всю свою мощь: подводные лодки, военные корабли, самолеты и прочее».