В нем впервые отражены объективные сведения по оплате труда нелегальных трудовых иммигрантов, которые привели к значительным изменениям статистических данных в платежных балансах за 2005 и 2006 годы.
Также изменена методология учета внешних обязательств по государственным ценным бумагам в статистике внешнего долга. Это позволяет непредвзято судить о потоках капитала и, наконец, достичь сопоставимости показателей.
Согласно методике, данные по заработной плате нерезидентов формируются на основе статистической отчетности предприятий, привлекающих иностранную рабочую силу на легальной основе.
В последние годы, когда де-факто произошло увеличение трудовой миграции в Казахстан, данная статистическая модель не учитывала реалий, поскольку львиная доля мигрантов привлекалась на нелегальной основе.
«Вывоз заработанных мигрантами денег осуществляется ими в основном в наличной форме, поэтому при отсутствии каких-либо данных по численности нелегальных трудовых иммигрантов, получить экономически обоснованную оценку объемов полученной ими компенсации за работу в Казахстане было невозможно», — отмечают специалисты Национального банка.
В платежном балансе данные по заплате нерезидентов отражались по статье баланса доходов «Компенсации работающим», но эта была лишь верхушка айсберга.
Отток ресурсов, связанный с трудовой миграцией, опосредованно воспроизводился в платежном балансе в составе операций, неклассифицированных по статьям платежного баланса в статье платежного баланса «Ошибки и пропуски», традиционно считающейся «каналом» экспорта капитала.
Теперь, после амнистии незаконных трудовых иммигрантов, проведенной во второй половине прошлого года, Нацбанк получил от Агентства по статистике данные о среднемесячной заработной плате наемных сотрудников в разрезе отраслей и регионов республике. Это и позволило произвести оценку заработной платы ранее нерегистрированной рабочей силы.
Итоги легализации показали, что гастарбайтеры в основном привлекались в строительную отрасль, которая демонстрирует существенный рост показателей, начиная с 2005 года. Именно поэтому было принято решение о включении оценки заработной платы нерегистрируемой иностранной рабочей силы в платежный баланс за два последних года. «Выбор 2005 года в качестве старта для включения досчетов по компенсации незарегистрированным трудовым мигрантам подтверждался также данными пограничных служб по перемещению иностранных граждан», — подчеркивают в Нацбанке.
Это решение можно считать формальным, поскольку регулярный пересмотр данных и разовые пересмотры могут охватывать два года, предшествующих отчетному году. То есть, стартовым вполне мог оказаться 2004 год. Однако в центральном банке, видимо, посчитали, что уточнение по 2005 году более корректно, и именно этот год станет исходным в аналитических целях для поддержания ряда сопоставимых показателей.
Так, если применять старую модель расчетов, то компенсации нерезидентам по итогам 2005 года составили 337 миллионов долларов, 2006 года — 475 миллионов долларов.
С учетом произведенных досчетов эти показатели составляют 735 миллионов долларов и 962 миллиона долларов, соответственно.
Как отмечают в Нацбанке, с применением нового подхода более чем вдвое увеличилось дебетовое сальдо статьи «Компенсации работающим», а также возросло отрицательное сальдо баланса доходов и счета текущих операций.
Что касается изменения методологии учета внешних обязательств по ГЦБ в статистике внешнего долга, то оно поможет приблизиться к международным стандартам формирования статистики внешнего долга.
Согласно последним, валовой внешний долг на определенную дату представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами. То есть, необходимо учитывать только те долговые обязательства эмитентов-резидентов, которые реально находятся у нерезидентов, с учетом операций, проведенных на рынке ценных бумаг. По негосударственному внешнему долгу это условие соблюдается полностью, в то время как статистика государственного внешнего долга учитывала ГЦБ по первоначальной эмиссии, не принимая во внимание факт перехода собственности на них по операциям между резидентами и нерезидентами.
Особенную актуальность этот вопрос приобрел в прошлом году, когда стала очевидной тенденция расширения участия нерезидентов на казахстанском рынке ГЦБ.
На конец 2005 года обязательства перед нерезидентами по краткосрочным нотам Нацбанка составляли около 100 миллионов долларов, а на конец 2006 года — более 1 миллиарда долларов.
Увеличились и объемы покупок нерезидентами краткосрочных ГЦБ Министерства финансов Казахстана — обязательства нерезидентов на конец прошлого года достигли 38,8 миллиона долларов. В то же время резиденты очень активно покупают ГЦБ Казахстана на внешнем рынке.
Специалисты Нацбанка называют расхождения между данными статистических отчетов валового внешнего долга и международной инвестиционной позиции значительными. Поэтому, в целях устранения этого несоответствия и было принято решение об изменении практики учета обязательств по ГЦБ — от учета до первоначальной эмиссии к учету по результатам операций на первичном и вторичном рынках.
Пересмотр статистических данных был осуществлен на конец 2004 года, а также квартальных и годовых данных за 2005 и 2006 год. Кроме того, в статотчеты за последние два года включены внешние обязательства Нацбанка в виде средств на корреспондентских и других счетах нерезидентов — иностранных Центробанков и правительств, международных финансовых организаций.
Правда, «генеральная уборка» в статистической отчетности, проведенная Национальным банком, вносит некоторый разлад во внутреннюю статистику.
Нацбанк будет показывать нам одни данные по валовому внешнему долгу, Минфин — другие, поскольку он будет руководствоваться прежней методикой.
Но рано или поздно им необходимо прийти к общему знаменателю, чтобы не возникало путаницы.
Коллаж с сайта http://www.ufc-kiev.com