Генеральная репетиция семьи - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Генеральная репетиция семьи

Генеральная репетиция семьи

Поживем - увидим! Таким принципом руководствуется сегодня все больше влюбленных, предпочитая не спешить с маршем Мендельсона.

  • 12 Октября 2007
  • 1272
Фото - Caravan.kz

Цветы и вздохи на скамейке — это, конечно, романтично-прекрасно, но «бытовуха» под одной крышей имеет весьма каверзные свойства.
Популярность зарегистрированного брака среди молодежи падает во всем мире. В результате армия людей, и особенно мужчин, «не состоящих в браке», растет.
К тому же, свободные пары все чаще сохраняют статус-кво даже до солидного возраста. Выходит, статистика в отношении количества браков и разводов — мягко говоря, некорректна?
Согласно статистическим данным, в Казахстане — три с половиной миллиона семей. В прошлом году в стране было зарегистрировано 114 тысяч браков. Принято грустно качать головой при словах о том, что каждый третий брак распадается. Оказывается, на самом деле не все так трагично.
— Мы пришли к интересному выводу: браки в Казахстане вовсе не такие уж неустойчивые, — говорит директор алматинского социологического центра » Икс плюс» Ирина Лившиц. — Дело в том, что многие люди успешно живут вполне счастливой семейной жизнью, будучи незамеченными нашей статистикой, поскольку не идут в загс. И, похоже, менее прочные с общепринятой точки зрения незарегистрированные союзы оказываются зачастую долговечнее. По данным наших опросов, неформальные браки официально регистрируются чаще всего после рождения ребенка, и это еще больше цементирует отношения между партнерами.
В начале XIX века гражданский брак ввели французские революционеры — как альтернативу буржуазному венчальному ритуалу. Иногда возникает ощущение, что рано или поздно от института брака на земле останутся лишь смутные воспоминания. Специалисты, впрочем, воздерживаются от столь катастрофических прогнозов. Но отмечают, что на массовом уровне сейчас, безусловно, меняется отношение к регистрируемым формам брака. По мнению социологов, к тому есть несколько причин. Первая — материальная обеспеченность замужних и незамужних женщин. Она все меньше зависит от формального брачного статуса. Одинокая женщина зачастую материально независима настолько, что кормит кроме себя и ребенка еще и пожилых родителей. А в семье, где уже давно сложилась двухполюсная модель формирования доходов, вклад женского заработка повышается. В результате финансовой эмансипации женщин крушение брака или невступление в него уже не так болезненно сказывается на житье-бытье представительниц слабого пола.
Вторая — одиночество. Отход от традиционных представлений об обязательности брака свидетельствует, что с психологической точки зрения страх перед одиночеством преодолен. По данным центра «Икс плюс», к 30 годам около 90 процентов и мужчин, и женщин уже имели как минимум одного постоянного партнера, официального или неофициального, с которым прожили вместе не менее 3 месяцев. А среди двадцатилетних опыт партнерства имеется у почти 40 процентов девушек и 20 процентов юношей.
Однако после тридцатилетнего возраста проблема одиночества отравляет жизнь все большему числу женщин. Но не мужчин. Если первый союз распался, у представителей обоих полов разные шансы снова обрести партнера. Более 70 процентов мужчин старше 30 лет, переходя из брака в брак или «порхая» от одной возлюбленной к другой, так и существуют до гробовой доски. Зато среди женщин на четвертом десятке лет в любой форме устойчивого партнерства продолжает оставаться лишь половина. И чем старше женщина, тем сильнее для нее угроза одиночества.
Причин здесь много, и одна из главных — ребенок, оставшийся на руках у женщины. И хотя отношение к матерям-одиночкам все более лояльно, но какие-то психологические барьеры на пути союза между неродными детьми и отцами-отчимами остаются до сих пор. Не менее важна высокая смертность среди наших мужчин. Средняя продолжительность их жизни на 11, 4 года меньше, чем женщин и составляет 60,6 года. «Брачный рынок» для разведенной или рано овдовевшей женщины в Казахстане складывается крайне невыгодно.
Но брак — это не только совместные доходы и преодоление одиночества. Это еще и дети.
И они имеют свойство появляться на свет независимо от «официальности» отношений между папой и мамой. То, что брак между родителями не зарегистрирован, еще не означает, что у ребенка нет полноценной семьи. Кстати, это общемировая тенденция.
В Швеции внебрачными родилась уже половина детей, в Дании — 55, а в Исландии — аж 70 процентов. Но означает ли это, что подавляющее большинство маленьких исландцев растет без отцов? Конечно, нет. Там проще относятся к появлению детей и рады каждому. Возможно, не последнюю роль играет материальная обеспеченность — ведь в отличие от наших граждан, никто не впадает в панику, подсчитав, во что обойдется содержание новорожденного.
— Надо помнить, что это выбор миллионов людей, — говорит психолог Александр Переведин. — Разразилась контрацептивная революция, и человечество получило возможность отделять секс от деторождения. Разразилась «революция притязаний», и человек устремился к достойной, обеспеченной, интересной жизни, личной свободе. А свобода эта достигается тем, что он начинает контролировать мир вокруг себя, и в том числе, стратегию семейного строительства и рождение детей. При этом он старается оставить за собой как можно больше степеней свободы. Узость рамок традиционного брака стала очевидна уже лет 100 назад. Что уж говорить о современном, динамичном, городском обществе! В Европе эти процессы формировались десятилетиями. Там общество к ним успело адаптироваться, и снижение коэффициента брачности прошло относительно безопасно в социальном плане.
Но, с другой стороны, как известно, ни одной развитой стране мира не удалось остановить падение уровня рождаемости ни щедрыми инвестициями, ни апелляциями к гражданской сознательности или религиозному долгу супружеских пар. Правда, эти инвестиции даром не пропали. Не увеличив число рождений, они улучшили качество жизни детей. Продуманная политика помогает сгладить отрицательное влияние распада традиционной семьи на рождаемость. Например, в той же Швеции сложилась система поддержки ребенка независимо от того, родился ли он у одинокой женщины, в зарегистрированном союзе или в сожительстве. Основные блага государства адресованы ребенку — дешевый и качественный детский сад, доступное образование, не говоря уж о минимуме материальных благ. Шведам удалось добиться результата поразительного. Между рождаемостью в их зарегистрированных и незарегистрированных союзах разницы нет. Нивелированы различия в числе детей у женщин с разным уровнем образования, с различной профессией. Почти поголовно молодые пары в этой стране «репетируют» семейную жизнь, прежде чем оформить официально свой союз или венчаться в церкви.
Так что ту эволюцию брака и семьи, которую мы наблюдаем сейчас, катастрофой считать явно не стоит. Главное, чтобы общество наше не воротило нос от выбора молодых супругов, а блюстители нравственности перестали считать свидетельство о браке обязательным документом и пропуском в будущее. Главное, чтобы это осознало и учло в своей социальной политике и государство.
Может быть, когда-нибудь такие слова-приговоры, как «мать-одиночка», «сожительство», «безотцовщина» никто и не вспомнит, а все дети будут желанными и опекаемыми, независимо от формы и состава их семьи.

Фото с сайта http://www.russian-woman-dating.com