Вот уже почти двадцать лет южную столицу душат пробки, а черный смог накрывает мегаполис, отравляя его жителей. Несмотря на очевидность проблемы, власти не могут решить ее. И лишь после того, как Президент страны дал в очередной раз задание навести порядок, чиновники оживились и решили ограничить въезд в город.
Для начала собираются “обнюхать” въезжающий транспорт и не пускать в Алматы дымящие авто. Но затем могут быть приняты более радикальные меры. Пока еще около 200 тысяч автомобилей из близлежащих регионов по утрам заполняют Алматы. Но до 2016 года вокруг мегаполиса могут появиться разворотные площадки с парковками для иногородних авто.
Эксперты считают, что решить проблему с заторами и въезжающим транспортом можно. И не надо изобретать колесо – во всем мире так делают уже давно!
Шлагбаум для неместных
Мы встретились с человеком, который двадцать лет назад ввел первые экологические посты в Алматы. Потом они почему-то были ликвидированы, и вспомнили о них лишь сейчас. Атамурат ШАМЕНОВ предлагал все эти годы целый ряд мер по решению проблем с заторами.
– Ограничить въезд в город надо, но поставить шлагбаум перед приезжими нереально, мы все – казахстанцы, и с правовой точки зрения это незаконно. Другой вопрос, что надо создать такие условия, чтобы человеку было выгодно оставить свое авто на крытой стоянке и поехать в город на комфортабельных автобусах, которые ходят строго по расписанию и могут доставить в любую точку города.
Но опять же мера эта оказалась непопулярна в Алматы, чиновники опасаются, что шлагбаумы на выездах могут создать еще большие пробки.
Поэтому, несмотря на громкие заявления об ограничении въезда в Алматы, действовать начали мягко и тактично.
– Я считаю, что правильным было решение ограничить въезд по экологическим стандартам, – говорит Атамурат Шаменов. – Еще двадцать лет назад мы решали эту проблему в Алматы – установили три постоянных экологических поста плюс у нас было с десяток передвижных постов, организовали даже специальную экологическую ГАИ, у нас было 50 сотрудников, которые постоянно ездили и контролировали. Если фиксировали превышение по вредным выхлопам, то такое авто убирали из города. Но вместо того, чтобы продолжить начатую нами работу, усовершенствовать методы контроля, ее просто прекратили. И сегодня мы возвращаемся к тому же решению. Это правильно, но… запоздало, – считает эксперт.
Противостояние города и области
Сколько ежедневно въезжает в Алматы иногороднего транспорта? Точных данных нет, но по приблизительным расчетам – около 200 тысяч авто ежедневно, при этом четверть всех приезжих движется со стороны Бишкека по Каскеленской трассе. Утром они приезжают, весь день передвигаются по городу, при этом часто нарушая правила, провоцируя ДТП, а вечером возвращаются в пригород. Чтобы все эти люди захотели оставить свои авто, нужно кардинально решать вопрос, считают эксперты.
– Если мы будем ограничивать въезд в город иногороднего транспорта, то нужно продумать и вопрос об альтернативном транспорте не только в самом городе, но и на подъездах к мегаполису. Во всем мире в крупные города из пригорода идут электрички, трамваи, наземные линии метро. У нас же вообще нет нормальной транспортной связи с пригородом. Ходят грязные, дымящие, сломанные автобусы, когда хотят и как хотят. Пытаются перевозить людей частные извозчики, все это хаотично, – говорит Атамурат Шаменов.
Достаточно взглянуть на остановки, где собирается народ на выезде из города, чтобы понять, какой творится бардак. Десятки людей ломятся в маршрутки, особенно в часы пик. Понятно, что большинство иногородних, которые работают в Алматы, предпочитают все-таки перемещаться на своих авто.
– Почему бы не запустить электричку либо трамвай до Каскелена, Талгара, Капшагая? Представьте, что в Алматы внедрят платные парковки везде и наведут в этом вопросе порядок. Оставить машину в городе на время работы будет стоить почти 800 тенге. Конечно же, приезжий гражданин подумает десять раз и с удовольствием приедет в город на электричке, а дальше пересядет на автобус, – считает наш эксперт.
Возникает вопрос: почему же чиновники не делают этого?
– Дело в том, что у нас правая рука с левой не дружит, я имею в виду город и область, – говорит Атамурат Шаменов. – Нет нормального взаимодействия. Никто не думает о людях, все думают о территории. А проблемы надо решать вместе – и области, и городу. У нас же сейчас получается так: Президент указал на проблему – отреагировал только аким города Алматы, я не слышал, чтобы аким Алматинской области что-то решительное предпринял.
Электрички – вне закона?
А ведь идея с электричками не нова, о ней говорят уже давно!
– Да, такая идея существует давно, и наш институт говорил не раз, что в пригороде нужен электрический транспорт, – говорит вице-президент по программам НИИ транспорта и коммуникаций Александр БОГДАНЧИКОВ. – Но нужно искать инвестора, деньги. Электричка – это достаточно капиталоемкое решение. Прежде чем запускать электричку из того же Каскелена в Алматы, нужно посчитать, сколько она будет перевозить людей. Выгодно ли это будет? Таких расчетов нет. И неизвестно, кто должен это решать: областной акимат или городской. Электрический транспорт у нас законодательно даже никак не прописан!
Выходит, что вопрос этот надо решать на уровне правительства?
Акша давай
Когда сотни иногородних авто приезжают рано утром в Алматы и около полумиллиона местных «железных коней» выходят на дороги, образуются глобальные пробки. И как решать эту проблему с заторами и выхлопами, похоже, власти еще не додумались…
– Одиночными мерами проблему не решить, нужна система, – считает Атамурат Шаменов. – Строительство дорогостоящих развязок проблему пробок не решит, мы все это видим сегодня. Пробки просто переместились с одних участков дороги на другие. При этом некоторые развязки стоят до 8 миллиардов тенге. Для сравнения: это бюджет целой области, который идет на ремонт всех дорог. Никто не думал ставить во главу угла принцип экономичности. У нас один принцип – акша давай!
В чем же помеха?
Наш эксперт уверен, что есть дешевый и эффективный способ избавить город от пробок.
– Все просто, дорога предназначена для движения транспортных средств, это как река: поток движется, и помех быть не должно. Главная преграда у нас – это парковки. Припаркованные машины “съедают” целую полосу. Вторая беда – снег, его вовремя не убирают с обочин. И таких примеров много. Решение, которое не требует миллионов, – нужно освобождать дороги. Но возникает вопрос: где дорожная полиция, чем она занимается? Вся система дорожной полиции должна работать на борьбу с пробками. У нас есть ресурсы, почему их не используем? Наложить штраф, забрать авто на штрафстоянку. Но прежде чем наказывать, применять метод “кнута”, нужно создать условия для самих водителей, нормальные парковочные места, “карманы” вдоль дорог, подземные паркинги. Ведь нет этого! У нас остались во дворах бесхозные футбольные поля, внутридворовые площадки, которые сейчас застраиваются зданиями, магазинами, а вместо этого надо использовать все свободные клочки земли под парковки. Но до сих пор мы не знаем, где у нас эти участки. Никто не провел инвентаризацию этих земель.
В том, что нужно просто привести дороги в порядок, убежден и Александр Богданчиков:
– Можно, конечно, строить дороги в несколько уровней, а можно просто освободить дороги от стихийных парковок. Если мы сможем сделать нормальный общественный транспорт, убедить людей пересесть на автобусы, то и не надо строить дорогостоящие дороги в несколько уровней.
От имени читателей “Каравана” мы обращаемся к депутатам Мажилиса и правительству страны с просьбой создать совместную комиссию с представителями общественности по решению транспортных проблем Алматы и Алматинской области.