Для сельской малышни, никогда не видевшей подобное чудо цивилизации, это уникальная возможность освоить компьютер. Тем более что чудо-автобус приезжает в каждую деревню не менее одного раза в неделю. Для тунисской детворы — это реалии жизни, они гурьбой встречают автобус, погружаются в него и целый день работают за компьютером.
Автобус оснащен порядка 20 современными компьютерами. Тунис — не богатая страна и уровень жизни здесь мало чем отличается от казахстанской. Повальной компьютеризации школ как у нас у них нет. В правительстве этой страны считают, что если нет в деревне электричества, то нечего и компьютеры туда везти, все равно работать не будут. У нас, как известно, почти все сельские школы оснастили этой техникой, но стоят они почему-то в кабинетах директора и завуча. Детям они не достаются. Дело доходит до абсурда, в виду того, что зимой в деревенской школе сыро и холодно, директор уносит все компьютеры к себе домой, дети изучают технику по учебнику. Весной в школе опять сыро, так как снег начинает таять, а потому выпускники деревенских школ вообще не знают, как подступиться компьютеру, в то время как их городские сверстники вовсю разрабатывают собственные сайты в интернете.
Большинство казахстанских школ, компьютеризированы за счет иностранных инвесторов, на западе страны это нефтегазовые компании. Делается это за счет их спонсорской помощи или социальной программы. Причем деньги для этих целей выделяются миллионами. Но иностранцы в дела государства не вмешиваются, они дают деньги на то, что просят. И уже местная власть решает куда и на что направить средства. Как раз тут и зарыта собака.
Карачаганакская интегрированная организация согласно Основного соглашения по разделу продукции на месторождении Карачаганак, обязалась в течение 40 лет ежегодно выделять по 10 миллионов долларов на социальное развитие Западно-Казахстанской области. По нашим меркам деньги эти огромные и за их счет можно было бы значительно улучшить социальную инфраструктуру региона. Но КИО здесь выступает как большой толстый кошелек. На что тратить деньги решает местная власть. Она же и составляет программы социального развития области за счет средств инвесторов. Иностранцы считают, что это должны быть жизненно важные программы, которые помогли бы улучшить жизнь простых граждан. Казахстанские чиновники исходят их тех же принципов, но представления у них о нуждах людей зачастую не совпадают с реальными чаяниями народа. Например, в отдаленном Казталовском районе Западно-Казахстанской области местные власти за счет средств КИО построили суперсовременную больницу, полностью снабдив его современной аппаратурой. Больница эта районная, понятно, что обращаются туда только жители района, да и то с серьезными заболеваниями они стараются ехать в областной центр, там все-таки специалисты более квалифицированные, чем в деревне. А большая, светлая, оборудованная казталовская больница полупустует. В свое время решение о строительстве больницы именно здесь было принято только потому, что Казталовка являлась родиной тогдашнего акима области.
Развитие системы здравоохранения КИО считает приоритетом в своей социальной политике, а потому очень много средств выделяет на улучшение работы данной сферы. Но вот опять незадача. Ремонт больницы в Аксае, где как раз расположено Карачаганакское месторождение, производился два года подряд и каждый раз со сдачей объекта в эксплуатацию. А все потому, что подрядчики, нанятые для этих целей местными властями, оказались недобросовестными. Таких примеров можно привести множество, но удивляет другое: нерациональное использование средств. Будучи в командировке в Тунисе, удалось ознакомиться с социальными проектами компании «Бритиш газ-Тунис». Компания эта разрабатывает небольшое газовое месторождение на оффшорной территории. Ежегодно данная компания выделяет на социальное развитие целого государства всего около 350 тысяч долларов. Бедных в этой стране не меньше, чем у нас. 20% населения по статистике относятся к нуждающимся. И в этой ситуации государство очень трепетно относится к выделяемым средствам, считая это даром божьим и, стараясь использовать их как можно рациональнее с пользой для народа. И как раз автобус, о котором говорилось выше, и является основным проектом. Во-первых, автобус этот работает на газе. Это очень выгодно экономически, так как газ дешевле, чем все остальное топливо. Во вторых, его компьютеризированность, а значит доступность компьютера каждому мальчишке и девчонке. Опыт сей можно было запросто перенять и нашим властям, не мучаясь от отсутствия света в деревне. Тем более в условиях, когда полным ходом идет агитация, по крайней мере на западе страны, с призывом переоборудовать автомобили под газовое топливо. Считается, что это экологически чисто и экономно, выгоду от этого уже успели почувствовать уральские водители такси. Так, почему бы и автобусы такого плана, что в Тунисе, не придумать для собственного же народа.
И еще один очень интересный проект внедряет тунисское правительство за счет средств компании Бритиш газ. Как говорится, дешево и сердито, а самое главное, могло бы запросто и у нас прижиться, особенно в условиях повальной безработицы. Проект этот экологический и убивает он сразу двух зайцев: прививает любовь к природе и окружающему миру, а заодно молодежь получает очень даже своеобразную специальность. «Райский сад» — так назвали его тунисцы. Большинство молодежи там, как и у нас, после 8 класса не желает дальше грызть гранит науки, ну не предрасположен человек учиться. А раз так незанятые молодые люди слоняются по улицам. Специально для этой категории граждан была разработана программа по обучению их профессии садовода. Не у всех, конечно, любовь к природе, деревьям и цветам, но зато многие уже получили специальность. А так как профессия нужная, то все выпускники получают работу. Большинство, получив специальность, сразу же открывают свое дело, так называемый малый бизнес по выращиванию и продаже цветов. Государство сие начинание приветствует и каждый желающий открыть свое дело получает кредит. Никто по рукам, как у нас никого не бьет и не отбивает охоту заниматься предпринимательством. Особенно для начинающих масса послаблений. В Казахстане садоводством вообще почти никто не занимается, профессиональных людей в этом вопросе можно по пальцам перечесть. И в то же время все отечественные буржуи, сюда же относится и чиновничья братия имеют особняки, виллы, территорию вокруг которых они бы желали благоустроить и засадить цветами и декоративными кустарниками. Многие наши толстосумы выписывают садоводов из за кордона. Так что есть над чем подумать, да и проблему безработицы в стране хотя бы частично, хоть на маленькую толику, решить.
У каждой страны своя специфика, каждый из затруднительных ситуаций выходит по своему. Но государство, каким бы оно не было, в первую очередь должно беспокоиться о собственных гражданах, о том, чтобы им было хорошо и комфортно, чтобы люди гордились тем, что живут именно в этой стране. И здесь не зачем изобретать велосипед, можно пользоваться идеями и проектами, которые уже существуют и успешно внедряются. Отечественным чиновникам, разъезжающим по странам и континентам за счет собственного народа, между балами, гуляньями и прочими развлечениями и способами шикования, не мешало бы поинтересоваться тем, как живут там у них за кордоном простые люди, за счет чего существуют, и если есть оригинальный и применимый в наших условиях способ выживания, перенять и подарить его собственному народу по приезду. А если эти чиновники выделят деньги на развитие проекта из собственного кармана, то… Впрочем, это наверное, невозможно.