Где в Казахстане найти метеориты - Караван
2024 Год
17 Сентября
  • A
Где в Казахстане найти метеориты

Оказывается, согласно экспертным данным, один грамм метеоритного тела может стоить до 1000 долларов. Вот только почему-то казахстанцы не спешат на поиски космических пришельцев, хотя польза и подспорье для отечественной науки от таких находок была бы огромной.

• 8 Августа
  • 174
Фото - Caravan.kz

В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Метеориты – это космические странники, которые после миллионов лет скитаний по своим орбитам в Солнечной̆ системе оказались на Земле. Случалось, что метеориты падали в считанных метрах от казахстанцев, заставая их врасплох во время рыбалки, работы или просто на улицах городов. Поскольку метеориты не выбирают время и место падения, то и находили их в совершенно разных регионах республики разные люди: школьники и геологи, крестьяне и чабаны.

Сегодня в Казахстане официально зарегистрировано 23 метеорита, которые упали на территорию страны за предыдущие 183 года. Об этом в своей книге «Казахстанские метеориты» пишет исследователь Ильдар Халитов. По его словам, «какие-то из них когда-то были частью астероидов, какие-то – осколками погибших планет». При этом большинство метеоритов сгорают в атмосфере Земли, однако ежегодно до ее поверхности, по мнению Халитова, долетает около 500 экземпляров. Которые, в свою очередь, зачастую раскалываются над земной поверхностью на куски различного размера и веса. При этом исследователь говорит, что «из этих 500 только 20 будут найдены, 350 исчезнут в океанах, а 130 будут потеряны на суше».

В то время как ученый Николай Мезенин 12 лет назад пришел к выводу, что «в сутки на Землю падает 5-6 тонн метеоритов, или 2 тысячи тонн в год». О чем он и сообщает в своей книге «Железо в космосе».

При этом метеориты, конечно же, повторим, могут упасть куда угодно. Однако, как говорит Халитов «больше всего их собирают в Антарктиде, на втором месте – пустыни в Чили, а 23 находки в Казахстане – это то, что официально зарегистрировано. Но, разумеется, их падало больше».

Космические "пришельцы": метеоритные кратеры Казахстана интересуют только иностранцев

Любопытно, что в своей книге Ильдар демонстрирует карту, где указывает места падения и обнаружения метеоритов в Казахстане. Больше всего небесных тел, оказывается, находили на севере Казахстана. Связывает он это с тем, что, скорее всего «земля там активно вспахивалась, и метеориты находили чабаны или сельчане».

Один из самых известных – метеорит, который был найден в 1962 году в Павлодарской области и назван «Ефремовкой» по названию близлежащего поселка. Его вес составлял 21 килограмм. Он содержал редко встречающиеся вкрапления белого цвета, богатые кальцием и алюминием. Предполагается, что эти тугоплавкие соединения могли быть одними из первых веществ, перешедших в кристаллическое состояние на ранних стадиях образования Солнечной системы из протопланетарной туманности. Данные уран-свинцового метода датирования указывают на возраст 4,568 миллиарда лет. А изотопный анализ метеорита подтверждает предположение о том, что на очень молодом Солнце когда-то произошла длительная и очень мощная вспышка

Второй, о котором упоминается в Википедии, это

«Каракол», найденный в мае 1840 года возле одноименного села в Урджарском районе в Восточном Казахстане. Его вес достигал 2,788 килограмма, и о нем в сводках того времени сообщалось следующее: «Погода стояла ясная, и только местами небо было подернуто облачками. При этом услышали чрезмерно сильный выстрел, за которым последовал необыкновенный шум и резкий свист. На месте падения поднялся тонкий дым. Казахи оробели и подошли не прежде, как через полчаса. Аэролит углубился на три четверти аршина в наносную почву, и когда был вынут, то сохранял еще теплоту и издавал серный запах».

Странно, но почему-то казахстанских метеоритов нет в казахстанских музеях. Тот же метеорит «Каракол» сегодня находится в Москве, а метеоритное тело «Ямышева», найденное в 1885 году в Павлодарской области, вообще в американском музее в Чикаго. И еще он очень красив – у этого камня есть особый янтарный блеск за счет прозрачных кристаллов минерала под названием «оливин», он переливается золотистыми и зеленоватыми оттенками.

А вот железный метеорит «Биштюбе», который был найден 135 лет назад у села Бестобе в Кустанайской области, считается самым крупным метеоритом Казахстана. Его вес составляет 48 килограммов. Но он также находится за пределами страны. В то время как в музее геологии и в обсерватории на Каменском плато хранятся образцы метеоритов, привезенные из-за рубежа.

Как рассказывает Халитов в своей книге, его личная коллекция казахстанских метеоритов началась с метеорита под названием «Березовка», который был найден в 2013 году в Павлодарской области весом в 35,65 килограмма.

И вот как исследователь описывает его: «Это стандартный каменный метеорит, хондрит, он тяжелый, у него плотность выше, чем у обычного камня, потому что здесь много никелистого железа. В земных породах только 1-2 процента никеля, а в метеоритах от 5 процентов, поэтому простым анализом содержания никеля можно уже понять, что это не земная порода. Если он имеет название, то его цена повышается».

Кроме того, Ильдар помог зарегистрировать два казахстанских метеорита: «Шокай» и «Ащиколь», который, кстати, был найден еще в 1987 году.

Между тем, по его данным, в советское время была целая система изучения столь ценных находок. Так, в каждой республике существовала комиссия, которая заведовала метеоритами, собирая всю информацию, издавая научный журнал, посвященный такого рода находкам и изысканиям. И даже выдавая крестьянам через местные газеты, распахивавшим колхозные поля, инструкции «Как обнаружить метеориты».

Астана