Где наше золото? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Где наше золото?

Где наше золото?

Рост мировых цен на золото вновь сделал этот драгоценный металл привлекательным активом, оживив заинтересованность инвесторов в казахстанском золоте. И сразу пошли разговоры о большом “переделе золотой собственности”.

  • 11 Сентября 2009
  • 4820
Фото - Caravan.kz

О грядущих переменах мы попытались узнать у самих добытчиков…

В прошлом году из недр Казахстана выкачали более 20 тонн золота. Добыча увеличивается с каждым годом – и с каждым годом растет цена на этот драгоценный металл. Третьего сентября она достигла пика за последние шесть месяцев и составила 999 долларов за унцию.

Но, похоже, чем выше прибыли добытчиков, тем меньше они хотят делиться информацией о своих успехах с прессой.

Как удалось выяснить, в Казахстане около ста (!) различных компаний имеют право на разработку золоторудных месторождений страны. Но крупных “игроков” можно пересчитать по пальцам. В их руках сосредоточены самые богатые месторождения.

Например, Васильковское месторождение, расположенное около города Кокшетау. Доказанные запасы этого месторождения составляют около 370 тонн золота.

Месторождение Бакырчик (расположено на северо-востоке Казахстана) – запасы составляют около 326 тонн.

Месторождения Аксу, Бестобе, Жолымбет дают в среднем 1 тонну золота в год.

Золотые компании – за железным занавесом секретности

Наши корреспонденты попытались разузнать последние новости золоторудной промышленности у самих добытчиков. Сделать это оказалось практически невозможно, что еще раз показало: этот сектор экономики находится за железным занавесом, и ни о какой прозрачности речь не идет.

АО “АлтынАлмас”

Компания создана в январе 1993 года. Стала частным предприятием в форме акционерного общества открытого типа – “Акционерная компания “Алтыналмас”. Имеет лицензии на месторождения: Акбакай, Васильковское, Думан-Шуак, Светинское.

Получить подтверждение даже этих сведений, почерпнутых из Интернета, у самой компании так и не удалось. Мы составили официальный запрос, но ответа от компании не получили. Загадкой осталось, сколько золота добывает компания, каковы ее планы по расширению бизнеса. В телефонном разговоре сотрудники компании пояснили – мол, наши вопросы некорректны, компания частная, хочет – отвечает, не хочет – не отвечает…

АО “ГМК “Казахалтын”

Аксу, Бестобе, Жолымбет – все эти золотодобывающие рудники известны далеко за пределами Казахстана как одни из ведущих производителей золота в Центрально-Азиатском регионе и входят в качестве структурного подразделения АО “ГМК “Казахалтын” в компанию с мировым классом активов KazakhGold Group Ltd.

В 2005-м компания в первый раз разместила свои акции на Лондонской фондовой бирже по 15 долларов, спрос сразу превысил миллиард долларов. Позже цена на акции поднялась до 26,5 доллара.

Чтобы дела шли еще лучше, а золота добывалось вдвое больше, до миллиона унций в год, планируется осуществить сразу несколько амбициозных проектов по расширению добычи, усилению мощностей переработки и повышению качества драгоценного металла на всех трех рудниках “Казахалтына”. Но для этого нужны деньги, и потому была заключена грандиозная сделка – слияние компании с одним из крупнейших российских золотопроизводителей – “Полюс Золото”. По нашим данным, сейчас процесс слияния в самом разгаре. Но информация пока – в коммерческом секрете, и сотрудники, в страхе перед лондонским начальством, боятся говорить с журналистами даже на самые безобидные темы.

Крупное Васильковское месторождение (п. Шантобе Акмолинской области) также вошло в сферу интересов российской компании. Хоть руды здесь и победнее, “Полюс Золото” приобрело более 50 процентов васильковских акций.

Впрочем, ожидаются на рудниках перемены. Вскоре будет построена золотоизвлекающая фабрика в Аксу мощностью 1 млн. руды в год (это примерно 1,5 тонны золота в виде сплава), в Жолымбете – на 520 тысяч тонн руды и 1,7 тонны золота соответственно, два комплекса кучного выщелачивания, три фабрики переработки “хвостов” в Бестобе, Аксу и Жолымбете, каждая из которых способна извлекать до 90 000 унций золота в год (1 унция – 31 грамм).

ФИК “Алел”

Финансовая инвестиционная компания “Алел” в 1994 году получила Суздальское месторождение. Компания первой в Казахстане применила полный цикл кучного выщелачивания и сообщила в СМИ о рекордном извлечении золота из руды (90 процентов).

В 2005 году прошли сведения о нулевой прибыли компании. Сегодня ФИК “Алел” входит в золоторудный сегмент “Северсталь-ресурс”.

В ФИК “Алел” отказались предоставить интересующую нас информацию. Как объяснили в компании, вопрос сотрудничества со СМИ полностью решает российская компания “Северсталь-ресурс”, которой принадлежит большинство акций. Между тем перечень вопросов был очень кратким и, по нашему мнению, не должен был содержать ответов, раскрывающих государственную или коммерческую тайну. Мы лишь хотели узнать, сколько за компанией числится рудников, снизилась ли добыча золота и каким способом его добывают. Три вопроса были отправлены по электронной почте, но ответа мы так и не получили. И только в конце недели удалось выяснить, что российская компания так и не дала “добро” на публикацию.

– Москва нам не санкционировала это, – ответил сотрудник “Алел”, пожелавший остаться неизвестным. – Мы не отказываем, просто не можем ответить без их разрешения…

Кого допускают к золотой “кормушке”?

Одним из благоприятных моментов для иностранных инвесторов, да и вообще для всех добытчиков в золоторудной промышленности, было слабое государственное регулирование этой отрасли. Но сейчас, похоже, времена меняются. В январе этого года была создана национальная горнорудная компания “Тау-Кен Самрук”, вошедшая в состав холдинга “Самрук-Казына”. Что послужило причиной создания такой компании и чем она займется? Эти вопросы мы задали руководству компании “Тау-Кен Самрук”:

– Компания со стопроцентным участием государства в уставном капитале создана постановлением правительства. Отличительной особенностью рынка золота является то, что золото используется в качестве страхового и резервного фонда всеми государствами мира. Стратегическое значение рынка золота для Казахстана определяется, с одной стороны, важностью пополнения золотовалютных резервов республики, с другой – стабильным поступлением налогов из данной сферы экономики, – сообщил исполняющий обязанности председателя правления компании “Тау-Кен Самрук” Сейткали Разимов. – Сейчас основная проблема отрасли состоит в том, что государство практически ушло с данного стратегического рынка во второй половине 90-х годов. Но полная либерализация не вызвала ожидаемого подъема объемов добычи золота. До настоящего времени, несмотря на значительное время и огромный рост цен, не сформирован международный бренд и должный спрос на казахстанское золото. Частный капитал недостаточно инвестирует как в геологоразведку и расширение рудной базы, так и во внедрение новых технологий обогащения…

– Есть надежда, что государство сможет внести необходимые инвестиции. На сегодняшний день разработаны инвестиционные проекты и проводится работа по оформлению права недропользования по ряду месторождений золота и рассматривается возможность вхождения в действующие проекты в области добычи и переработки.

Свое есть, но покупаем чужое

Вот уже четыре года Национальный банк пополняет золотовалютные резервы, покупая золото на внешнем рынке. Почему? На вопрос ответили сотрудники департамента организационной работы, внешних и общественных связей Национального банка РК:

– До 2005 года проводились операции по покупке аффинированного золота у отечественных производителей, но ввиду экономической нецелесообразности операций по продаже золота на внутреннем рынке производители золота переключились на внешний рынок. Так что Национальному банку РК невыгодно приобретение золота на внутреннем рынке для пополнения золотовалютных резервов в сравнении с операциями на внешнем рынке, где налогообложение отсутствует…

Казахстан входит в десятку стран по запасам золота в мире, добывать этот металл степняки научились четыре тысячи лет назад!

Наши предки умели изготавливать уникальные изделия, которые нынче известны на весь мир как образец “звериного стиля” – золотые украшения, выполненные в виде круторогих оленей и свирепых барсов, поразили воображение археологов, а затем и ювелиров.

Собственно, можно сказать, что золотой “звериный стиль” – это готовый бренд Казахстана, который мог бы приносить неплохие прибыли.

Но сегодня в отечественных ювелирных магазинах не найти казахстанского золота. И возникает резонный вопрос…

Куда подевались мастера?

Обычное желание купить бабушке блезик превратилось в настоящую детективную историю. Найти традиционное украшение, сделанное нашими мастерами из нашего же, казахстанского, золота, не так-то просто.

В многочисленных ювелирных магазинах, которые блистают золотыми витринами, для отечественных изделий места не нашлось, и даже в золотых павильонах базаров, где, казалось бы, можно найти товар на любой вкус, отечественные ювелирные изделия тоже большая редкость. Мы прошли целый ряд, увешанный золотом, и лишь один продавец нам достал из-под полы блезик от местного ювелира. На вопрос, почему казахстанские изделия продают как “контрабандный” товар, пояснил:

– Места на прилавке не хватает. А казахстанские изделия у нас в штучных экземплярах – когда спрашивают, тогда и достаем.

Продавцы рассказали, что связываться с казахстанским золотом – себе дороже. Проблемы с пробами, товар от “базарных” ювелиров и мастеров-кустарей могут преподнести нехорошие “сюрпризы”. Вот если бы работали ювелирные заводы или крупные мастерские, которые поставляют проверенный товар, – другое дело!

Последней отчаянной попыткой найти отечественные изделия стал поход в магазин “Казах ювелир”. На входе красуются гордые надписи, сообщающие, что магазин работает с 1941 года. В былые годы здесь действительно продавалось отечественное золото. Но что сейчас? Все тот же российский товар. Из казахстанских изделий на витринах только несколько блезиков и незамысловатые обручальные кольца. Вот и весь ассортимент…

Ситуация на рынке отечественных золотых украшений вызывает много вопросов.

Казахстан является золотодобывающей страной, по запасам золота мы занимаем девятое место в мире. Из недр земли “выкачивают” около 16 тонн золота в год.

То есть проблем с материалом для изготовления ювелирных изделий быть не должно. Но…

Все уходит за границу?

– Пока производство ювелирных украшений в Казахстане находится на зачаточном уровне. На каждую тысячу импортных изделий – всего 2–3 изделия отечественного производства. И тому есть целый ряд веских причин, – говорит представитель Казахстанской ассоциации ювелирного бизнеса Ильяс СУЛЕЙМЕНОВ. – Одна из них… отсутствие необходимого количества сырья – местного золота.

– Мы – золотодобывающая страна, но при этом отечественным ювелирам достаются лишь десятые доли одного процента от добытого золота. Это крупицы. Немного аффинированного золота покупает Нацбанк, но львиная доля уходит за границу на знаменитые биржи в Лондон, на аффинажные заводы в Германию. Лом драгоценных металлов уходит в Китай. Мы – ювелиры, как правило, покупаем для работы либо лом драгоценных металлов, либо слитки в Нацбанке, – говорит Ильяс Сулейменов.

– Чтобы поднять золотую промышленность на конкурентоспособный уровень, необходимо государству, как минимум, семь лет целенаправленных усилий, вложений, дотаций в этот сектор экономики. Иностранные инвестиции не спасают ситуации – было время в этом убедиться! Золото просто уходит из страны, – считает Ильяс Сулейменов.

А есть обратные примеры– та же Турция, которая сегодня насыщает мировой рынок золотыми изделиями и занимает по этому показателю второе место после Индии. При этом сама Турция не имеет таких золотых запасов, как у нас. Она скупает золото и поставляет на рынок 120 тонн золотых изделий в год! Турция начала развивать золотую промышленность в начале 90-х годов. И сегодня заняла лидирующее место.

– Наша же проблема – это проклятие ресурсов, – говорит эксперт. – Ситуация с золотом один в один похожа на ситуацию с нефтью. Кучке олигархов легче торговать сырьем, нежели производить продукцию. Мы идем по пути наименьшего сопротивления, ищем сиюминутную выгоду. Но спасти ювелирную промышленность еще можно.

Золотой бренд у Казахстана есть!

Тем более что, по мнению экспертов, у Казахстана есть готовый золотой бренд. Его нам подарили наши предки. Ведь в прошлом мы были законодателями золотой моды…

– Мы могли бы выйти на мировой ювелирный рынок, – считает Ильяс Сулейменов. – Но сегодня даже наш отечественный рынок “оккупирован” заграничным золотом, и, чтобы хоть как-то выровнять ситуацию, нужно искать правильное решение – в каком направлении развиваться. Уже понятно, что конкурировать с той же Турцией и Индией очень тяжело. Значит, нужно делать акцент не на количество, а на качество, не надо штамповать украшения тысячами экземпляров, выгоднее пойти по “итальянскому” пути. Разрабатывать технологии, работать головой. Создавать штучные уникальные вещи, возрождать нашу школу ювелирного мастерства. Она у нас насчитывает тысячелетия. Надо обратиться к истокам, ведь в прошлом ювелирные изделия наших предков были известны на весь мир!

– Первое золото стали добывать в Казахстане и делать из него ювелирные украшения в эпоху бронзы, то есть четыре тысячи лет назад! – говорит директор Института археологии Карл БАЙПАКОВ. – Есть ряд археологических доказательств: при раскопках близ Капала были найдены изумительные женские серьги, которым бы позавидовали и сегодняшние модницы. В середине золотого кольца были припаяны фигурки куланов. Уже тогда люди поняли ценность золота, его долговечность, благородный цвет.

Сначала наши предки добывали самородное золото – на Алтае, в Каратау, в Сары-Арке, у подножия Тянь-Шаня. Но настоящий расцвет в золотодобыче произошел в эпоху саков, во время становления государств, когда стала выделяться элита. Эти люди хотели отличаться, а для этого они использовали именно золотые украшения. В этот период возникает знаменитый звериный стиль, который известен всему миру. Появляются сложные технологии: литье, оттиски, плетение из тончайшей золотой проволоки. Находкой века стал “Золотой человек” из иссыкского кургана, благодаря которому ювелирные изделия степняков прославились на весь мир.

– Все эти находки доказывают, что уже в те времена золото добывали в достаточно больших количествах, – говорит Карл Байпаков. – Мы всегда славились своими запасами и своими мастерами!

Возрождение этих золотых традиций позволило бы Казахстану поднять свою ювелирную промышленность из-под прилавков на достойные витрины.

Александра МЫСКИНА, Наталия БУРАВЦЕВА, Оксана ПРИВЕДЕННАЯ. Фото Андрея ТЕРЕХОВА и Тахира САСЫКОВА