Уважаемый Снайпер! Такие книги в Казахстане есть. Мы специально посетили Национальную библиотеку РК, чтобы лично удостовериться в этом.
Должны они быть и в областных библиотеках.
Так вот, в 1996 году в Казахстане был опубликован первый выпуск книги “Азалы кiтап. Книга скорби. Расстрельные списки”. В ней приводятся списки лиц, репрессированных по политическим обвинениям на территории Казахстана в 30–40-е годы. Издание книги осуществлено казахстанским издательско-просветительским обществом “Адилет” (“Справедливость”). В этой книге содержится около 100 тысяч имен казахстанцев, извлеченных из архивов бывшего КГБ. Все они были безвинно осуждены, значительная часть расстреляна, остальные погибли в местах заключения либо скончались вскоре после возвращения из ссылки. Вторая часть книги вышла в свет в 1998 году. Также “Книги скорби” выходили в каждой отдельно взятой области.
Кроме того, есть российский сайт http://stalin.memo.ru/. На нем можно посмотреть списки жертв сталинских репрессий в Казахстане, правда, вполне вероятно, что там неполная информация о наших соотечественниках.
Мы, например, не обнаружили там списков репрессированных из Павлодарской области, хотя их тоже было немало.
Для полноты сведений вам можно ознакомиться с книгой “Политические репрессии в Казахстане в 1937–38 гг.”, изданной в 1998 году издательством “Казахстан”. Это сборник любопытных исторических документов, свидетельствующих о том, как именно проходили репрессии.
Что касается второй части вашего вопроса, то сайт “История Республики Казахстан” http://www.kazakhstan.awd.kz/ дает следующий ответ:
“В традиционном казахском обществе сосуществовали три большие социальные группы. Определяющим фактором служило не имущественное положение, а социальный статус. Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие ак-суйек (белая кость), в которое входили торе и кожа, не входившие в систему жузов. Торе – потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были так широки, как у торе.
Среднее сословие – кара-суйек (черная кость) – было наиболее многочисленное – это семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. Они были основной силой объединения, отстаивали его независимость и свободу. Потребность сохранения военно-политической организации, основанной на общинной структуре, вела к регулированию ограничения эксплуатации основной массы элитой.
В среде черной кости выделялось несколько групп, имевших профессионально-административный характер. Это бии и батыры. Бии – наиболее авторитетные люди в степи, исполнявшие административные и судебные функции в своей общине. Бием могли стать только люди, хорошо знающие обычное право и пользующиеся авторитетом среди народов, поэтому должность бия не была наследственной. Батыры-военачальники выдвигались обычно во время военных столкновений и возглавляли ополчения объединений.
Низшую сословную группу составляли кулы – рабы. В рабство попадали в основном военнопленные из других народов. Своих соплеменников нельзя было обращать в рабство. Кулы входили в состав общины, занимались самой тяжелой и грязной работой. Права рядового общинника на них не распространялись. Но в целом институт рабства не был сильно развит».
Историки утверждают, что казахское общество в большинстве своем было социально однородно (ак-суйек и кулы составляли незначительный процент населения), и классовой дифференциации, как таковой, не было.
Жанар КАНАФИНА