Газовая партия. Как Казахстан обошел всех соседей по СНГ - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Газовая партия. Как Казахстан обошел всех соседей по СНГ

Газовая партия. Как Казахстан обошел всех соседей по СНГ

В это трудно поверить, но по динамике развития, прибылям и эффективности бизнеса "КазТрансГаз" сегодня опережает даже такого монстра как "Газпром". Как же так получилось?

  • 5 Сентября 2018
  • 2478
Фото - Caravan.kz

Изумление россиян

Недавно российское отраслевое деловое издание Neftegaz.RU опубликовало сравнительный анализ газотранспортных систем стран бывшего СССР. Авторы пришли к неожиданному для себя выводу, что Казахстан по развитию, эффективности и рентабельности этой отрасли, и в целом по темпам развития газовой промышленности прочно закрепился на первом месте. Причем вряд ли ситуация изменится в обозримом будущем.

14 августа были опубликованы результаты полугодия, согласно которым за 7 месяцев 2018 года компания "КазТрансГаз" получила консолидированную чистую прибыль в размере 83,2 миллиарда тенге, что выше аналогичного периода прошлого года на 39 миллиардов тенге, или на 88 процентов.

Сказать, что это очень много, – ничего не сказать. Таких темпов роста нет больше нигде. Если проводить сравнение по темпам экономического роста в процентном соотношении, а не в абсолютных цифрах, то газовая отрасль Казахстана опередила даже IT-сферу. И значительно (почти в три раза) опередила тот же "Газпром" – что российские аналитики подметили с изумлением и плохо скрываемой ревностью. На самом деле никто из видных промышленников-газовиков ничего подобного не ожидал. Вообще, это новый тренд для Казахстана: всего лишь 5–6 лет назад газотранспортная отрасль нашей страны не входила даже в десятку подобных рейтингов, тем более никто относил её к лидерам роста на постсоветском пространстве. Оптимистичный настрой

Судя по опубликованным данным, главным фактором стремительного роста прибылей стало увеличение физических объемов реализации газа, которые за те же семь месяцев составили 13,7 миллиарда кубометров – это на 4 миллиарда кубометров (или на 41 процент) выше, чем за аналогичный период прошлого года.

В частности, значительно увеличились поставки газа на экспорт – прирост достиг 2,9 миллиарда кубометров – так, только в Китай по недавно запущенному газопроводу КТГ поставил более 3,1 миллиарда кубов.

Цифры впечатляющие, если не сказать шокирующие. И, разумеется, такой феноменальный рост не мог произойти сам по себе.

Свобода направлений

Чтобы настолько интенсивно увеличить поставки газа, согласитесь, нужны определенные возможности. Это не так просто сделать. В первую очередь нужна разветвленная инфраструктура газопроводов с современными, очень мощными компрессорными системами. Не так давно у нашей страны подобной системы просто не было. А была лишь унаследованная от СССР 50-летняя магистральная труба "Средняя Азия – Центр", по которой казахстанский газ мог уходить только в Россию.

Несколько лет назад обновленная команда "КазТрансГаза" поставила цель модернизации всей газотранспортной системы страны.

Перезагрузка планировалась так, чтобы имеющаяся в распоряжении КТГ сеть маршрутов позволяла легко менять направления экспорта. Кроме того, ставилась задача за счет создания абсолютно новой инфраструктуры и внутренней транспортировки обеспечить собственные города отечественным голубым топливом.

Здесь необходимо заметить, что поставленные этой весной Президентом Назарбаевым задачи по газификации Астаны и северных регионов возникли не на голом месте: они опирались на уже созданный "КазТрансГазом" инфраструктурный задел.

Если пять-шесть лет назад ставить такие задачи было бы нереально, то теперь построенная в стране сеть это позволяет. Сеть газопроводов была переформатирована так, чтобы в случае изменения рыночной обстановки "КазТрансГаз" мог в любой момент диверсифицировать маршруты поставок газа в любом направлении: от Китая и соседей по Средней Азии до транскаспийского направления. Управленческая команда КТГ поставила цель обеспечить для страны реальный выбор экспортных направлений, чтобы не было так, как раньше, когда казахстанский газ мог идти только на север.

Модернизация объектов газовой отрасли в последние несколько лет планировалась таким образом, чтобы, во-первых, создать возможности значительного увеличения объемов транспортировки, когда это необходимо. А во-вторых, чтобы при изменении рыночной конъюнктуры (в частности, в случае каких-либо проблем с экспортом через территорию северного соседа) диверсифицировать маршруты поставок газа в любом направлении.

Как же это было сделано?

Сегодня по территории Казахстана проходит три транснациональных магистральных газопровода: "Средняя Азия – Центр", "Бухара – Урал" и "Центральная Азия – Китай". В целом сеть, которой управляет АО "КазТрансГаз", включает в себя более 55 тысяч километров магистральных газопроводов (МГП), а также газопроводов-отводов. Из них 19 тысяч километров – это МГП.

Причем только за последние пять лет протяженность МГП увеличилась более чем на треть (!).

Это ключевой момент: именно в эти годы кардинально изменился потенциал отрасли. В газотранспортной сети были построены такие "перемычки" и "линии-связки", которые позволили казахстанским газовикам, по сути, не зависеть от чьих-либо внешних конъюнктурных интересов, от чужих санкций или политических игр. Газификация Астаны возьмет свое начало с Приаралья

Причем ничего особенно сложного в стратегии руководства КТГ не было. Только четкая логика. Если проанализировать те изменения, в результате которых наша страна получила статус ключевого оператора газовых потоков в регионе, то стратегия "КазТрансГаза", включала в себя несколько простых шагов.

Первое – это создание единой газотранспортной системы, с объединением всех технологически не связанных между собой газопроводов.

Второе – строительство новых и полная модернизация старых магистральных газопроводов.

Третье – внедрение современных мощных и высокотехнологичных компрессорных и дожимных станций, которые значительно расширили возможности Казахстана быстро наращивать объемы поставок газа и перераспределять его потоки.

А стержневым элементом обновленной газотранспортной инфраструктуры стал газопровод "Бейнеу – Бозой – Шымкент", который позволил обеспечить юг и восток страны (куда теперь продвигаются локальные газопроводы) бесперебойным газоснабжением за счет собственного газа. Казахстан перестал зависеть от импорта узбекского газа, что изначально выглядело как абсолютный нонсенс: имея гигантские месторождения газа и газового конденсата, страна была вынуждена закупать голубое топливо для своих городов из-за рубежа.

Всё это позволило "КазТрансГазу" диверсифицировать транспортные маршруты поставок как для внутреннего рынка, так и для экспорта.

Важнейшей задачей при модернизации всех систем в руководстве КТГ считают их полный технологический апгрейд. Автоматизация, оснащение самыми современными электронными платформами коснулись всех уровней газотранспортной сети. Вся газовая инфраструктура активно цифровизируется – и если на магистральных газопроводах это сделано уже давно, то сегодня очередь дошла уже и до местных сетей. В сетях "КазТрансГаза" внедряется новая технология передачи данных под названием NarrowBand Internet of Things, где для трансляции сигнала используются общедоступные сети сотовой связи, а работа "умных" электронных счетчиков основана на технологиях мгновенной передачи данных. Этот проект компания реализует в рамках президентской программы "Цифровой Казахстан". Новая система свела на нет любые, даже теоретические возможности воровать топливо или делать деньги на обмане потребителя.

Наш газ на нашей земле

Теперь же, построив сеть, соединившую гигантские месторождения западных регионов с центром и югом страны, в Казахстане получили возможность интенсивной газификации центральных, северных и восточных регионов. Именно этим сейчас занимаются дочерние и партнерские структуры КТГ. Причем это не только масштабная социальная миссия, которую обязана выполнить национальная компания.

Для КТГ это выгодно, потому что это несет дополнительный рост прибылей: внутренние потребности Казахстана в газе огромны. Особенно – в северных регионах страны, с их длинными и очень холодными зимами, котельные повсеместно приходится топить углем.

Сейчас это проблема для местных властей: угольные котельные несут колоссальный вред для экологии, к тому же высока цена тепловой энергии. Поэтапный ввод магистрального газопровода "Сарыарка" позволит раз и навсегда избавиться от этих проблем, а также обеспечить дешевым казахстанским газом многочисленные мощные промышленные предприятия регионов. То же самое можно сказать и о восточных, юго-восточных регионах страны. Недавно была завершена газификация Талдыкоргана, и теперь газотранспортная сеть движется дальше. В начале августа было завершено строительство газовой магистрали "Талдыкорган – Текели", в ходе строительства которого голубое топливо получили все окрестные сёла – Шымыр, Баисова, Ешкиолмес, Абай, Оркусак, Жетысу, Екпинды, Сырымбет. В акимате области отмечают, что это только начало.

Совсем скоро казахстанский газ придет также в Кокшетау и Петропавловск, а в перспективе – и в Усть-Каменогорск. Газификация регионов страны, по мнению экономистов, не только улучшит жизнь миллионов казахстанцев – она создаст больше возможностей для интенсивного промышленного развития.

В самой компании "КазТрансГаз" называют приоритетными задачами ближайших лет газификацию регионов Казахстана, дальнейшее увеличение собственной ресурсной базы и наращивание добычи газа, а также расширение мощностей транспортировки и экспорта. Вообще в КТГ не хотят останавливаться на достигнутом, хотя статус лидера отрасли по всему СНГ, безусловно, намерены сохранить. В компании говорят о стратегической важности опережающего развития отрасли, так как в свете современных тенденций газ приобретает всё большее значение. Ведущие эксперты и аналитики Запада не зря всё активнее продвигают тезис "Кто владеет газом, тот владеет будущим".

По всему миру энергетики предрекают начало "газового века", прогнозируя именно голубому топливу, а не углю и даже не нефти, центральное место во всех сферах жизнедеятельности землян как минимум на ближайшее столетие.

Потому что именно газ – наиболее дешевое в добыче и транспортировке, естественное и наиболее экологически безопасное топливо.

Алексей ИКОННИКОВ, АЛМАТЫ