Это как раз те страны, которые импортировали большую часть гастарбайтеров из наименее благополучных государств Центральной Азии — Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.
Это означает, что в 2009 году вышеперечисленным государствам придется решать сложную задачу — чем занять миллионы сограждан, вынужденных остаться дома. Опыта такой работы страны-экспортеры практически не имеют. Прежде власти лишь способствовали тому, чтобы излишки рабочей силы беспрепятственно покидали страны.
Сначала об уменьшении квоты на привлечение рабочей силы заявила Россия. 4 декабря премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе прямой телефонной линии с населением объявил о целесообразности двойного сокращения квот для мигрантов в 2009 году.
Затем председатель российского правительства подписал постановление, разрешающее в 2009 году корректировать квоту привлечения в РФ трудовых мигрантов в меньшую сторону.
Согласно постановлению в 2009 году Минздравсоцразвития сможет предлагать правительству уменьшать утвержденные квоты привлечения гастарбайтеров.
По состоянию на конец октября 2008 года ожидалось, что в 2009 году квота для гастарбайтеров составит 3,7-3,9 миллиона человек. В 2008 году квота изначально составляла 1,8 миллиона человек, однако к осени она была увеличена до 3,4 миллиона человек. После введения в действие постановления правительства Россия фактически вернулась к квоте в 1,7 миллиона человек в 2009 году.
Позже, 26 декабря 2008 года в казахстанских СМИ опубликовано соответствующее постановление казахстанского правительства. Казахстан снизил квоту на привлечение иностранной рабочей силы в 2009 году с 2,4 процента до 0,75 процента к экономически активному населению республики. Документ вводится в действие по истечении 10 календарных дней со дня первого официального опубликования.
Согласно постановлению, квоты по четырем категориям привлекаемых иностранных работников установлены в следующем размере: руководящий состав организации, специалисты с высшим и средним профессиональным образованием — 0,35%, квалифицированные рабочие — 0,35% и рабочие, занятые на сезонных сельскохозяйственных работах — 0,05%.
Согласно информации республиканского агентства по статистике, население Казахстана составляет 15,6 млн. человек. Численность экономически активного населения страны достигла 8,5 млн. человек.
Проблемы импортеров
Россия и Казахстан, как страны-импортеры иностранной рабочей силы, столкнулись с серьезными проблемами, вызванными влиянием на их экономики глобального финансового кризиса.
В основном, высокие темпы роста национальных экономик были связаны с высокими темпами роста строительного сектора. Это связано с тем, что строительство — наиболее приемлемый и удобный для быстрого роста сегмент российской и казахстанской экономики.
Но росли экономики различными способами. К примеру, Казахстан активно использовал зарубежное фондирование банков второго уровня для накачки ликвидностью строительного сектора. Что привело к большим внешним долгам банковского сектора и усилению зависимости финансовой системы страны от западных финансовых институтов.
Российские банки занимали деньги на Западе менее охотно. Правда, связано это было не со стратегией развития банковской системы, а стратегией российского руководства, не стимулирующего такое поведение на рынке. Хотя, с другой стороны мощное давление со стороны государства вызвало другую тенденцию — российский бизнес стал активно вывозить капитал из страны. Что, в конечном счете, и вызвало не меньшую зависимость российской экономики от положения дел на Западе.
Начавшиеся во второй половине 2007 года проблемы на Западе, стали ощущаться в российской и казахстанской экономике, в первую очередь, в строительной отрасли. С другой стороны, в России и Казахстане все активнее стали проявляться силы, настроенные видеть в трудовой миграции угрозу национальным рынкам труда. По сообщению Минтруда РФ, с октября текущего года более 53 тысяч россиян потеряли работу в связи с кризисом на рынке труда.
Сокращение квоты — это и есть закономерный ответ российского и казахстанского руководства на риски, связанные с замедлением темпов роста национальных экономик и опасностью высвобождения иностранной рабочей силы.
Россия и Казахстан опасаются, что последний фактор может усугубить криминогенную ситуацию в крупных городах и спровоцировать негативное отношение к гастарбайтерам со стороны местного населения.
Проблемы экспортеров
Страны-экспортеры рабочей силы относятся к процессу выезда своих сограждан на заработки по-разному.
К примеру, для узбекских властей тема трудовой миграции — больная тема. На официальном уровне ее «не замечают», и лишь под давлением международных структур вынуждены признать, что из страны ежегодно в поисках работы и средств к существованию выезжают около одного миллиона узбекских граждан. По подсчетам независимых источников, эта статистика намного значимее — от 1,5 до 3 миллионов человек.
Киргизские и таджикские власти на официальном уровне признают фактор выезда за пределы страны трудовых мигрантов и стремятся на государственном уровне проконтролировать данный процесс. И киргизы, и таджики несколько раз обращались к российским властям с просьбой увеличить квоты для своих трудовых мигрантов и поднять их правовой статус. По официальной статистике, Киргизия ежегодно экспортирует 300-400 тысяч, а Таджикистан — около одного миллиона человек. По оценке независимых источников, эти цифры можно смело умножить на два.
Резкое снижение квот со стороны России и Казахстана могут вызвать определенные проблемы внутри стран-экспортеров рабочей силы.
Во-первых, ни Узбекистан, ни Киргизия, ни Таджикистан не готовы к тому, что большая часть трудовых мигрантов останется в местах их постоянного проживания. Промышленная инфраструктура, сильно пострадавшая в период между развалом СССР и днем сегодняшним, не способна в обозримой перспективе обеспечить не выехавших на заработки людей рабочими местами.
Узбекские власти стремятся за счет развития малых текстильных предприятий решить социальную проблему, но темпы развития текстильной индустрии пока не способны закрыть образовавшиеся сокращением квот бреши. В еще более сложной ситуации окажутся Киргизия и Таджикистан. В первой, после вхождения страны в ВТО, национальная промышленность практически перестала существовать, во второй — причиной развала промышленности стала многолетняя гражданская война. Причем, для обоих государств характерен острый дефицит природных ресурсов, в силу чего привлечение новых технологий для модернизации экономик сильно затруднено.
Во-вторых, страны-экспортеры рабочей силы не готовы к резкому росту безработицы. Трудовые мигранты, ранее регулярно выезжавшие на заработки в Россию и Казахстан, скорее всего, пополнят армию незанятого населения. Это чревато социальными потрясениями и политической нестабильностью в регионе.
Причем, точкой напряженности может стать Ферганская долина, которую делят между собой Узбекистан, Киргизия и Таджикистан.
В-третьих, денежные переводы гастарбайтеров давно стали неотъемлемой частью ВВП стран-экспортеров. К примеру, только Таджикистан ежегодно получает переводов, по сумме равных 10 процентам национального ВВП. Не меньшую долю в ВВП занимают денежные переводы узбекских и киргизских гастарбайтеров.
Эти денежные потоки — важный фактор стабилизации социальной ситуации в странах-экспортерах рабочей силы. Переводы позволяют поддерживать внутренний потребительский спрос, а узбекским, киргизским и таджикским семьям не только поддерживать приемлемый уровень жизни, но и оставаться в местах постоянного проживания. Пока мужчины зарабатывают деньги в России и Казахстане, отправляют часть заработанного семьям, социальная обстановка в странах-экспортерах будет более-менее управляемой.
Общее
Одной из основных проблем трудовой миграции является ее нелегальный характер. Российским и казахстанским работодателям выгодно нанимать на работу нелегальных мигрантов, ибо это позволяет экономить на рабочей силе, не выполнять нормы, которые они вынуждены выполнять при найме на работу своих собственных сограждан.
Естественно, говорить о соблюдении трудового законодательства и даже элементарных норм безопасности труда говорить не приходится. С другой стороны, от 60 до 70 процентов всех трудовых мигрантов работают в странах-импортерах на нелегальной основе. Официально регистрируются в органах миграции лишь одна пятая часть гастарбайтеров.
Трудовая миграция не регулируется на постсоветском пространстве ни на межгосударственном, ни на национальном уровне. В частности, Узбекистан не присоединился к конвенциям ООН и Международной организации труда, договорам в рамках СНГ, касающимся миграции и защиты прав мигрантов и не является членом соответствующих международных и межгосударственных организаций.
Подписание большого договора о миграции в рамках СНГ постоянно откладывается, с другой стороны, Узбекистан не хочет подписывать многосторонние договоренности, предпочитая им двусторонние соглашения. Узбекские и российские власти не однажды разрабатывали документы, регламентирующие права трудовых мигрантов, однако двусмысленное отношение узбекских властей к трудовой миграции, не позволяет выйти на конкретные соглашения.
Решить проблему гастарбайтеров страны-экспортеры не в состоянии. Однако страны-импортеры не могут вот так запросто откреститься от этой проблемы, ибо могут стать государствами, куда ринутся большие массы нелегальной рабочей силы.
Поэтому России и Казахстану, с одной стороны, Узбекистану, Киргизии и Таджикистану, с другой стороны, необходимо сесть за стол переговоров и попробовать решить проблему сообща.
Фото с сайта http://www.gzt.ru