Несколько раундов переговоров с партнерами по Таможенному союзу не дали результатов. Беларусь не добилась отмены пошлин на нефть, а Казахстан не смог защитить своих челноков.
По сути, 480 тысяч человек, работающих на вещевых рынках, а также 1,5-2 миллиона человек, которые зависят от работы рынков, могут оказаться без работы.
Сценарий очевиден. Высокие таможенные пошлины на ввоз китайского ширпотреба поспособствуют росту розничных цен как минимум на 50 процентов. Если принимать во внимание низкую покупательную способность потенциальных клиентов из-за кризиса, то такой рост цен они просто не выдержат.
Дальнейшее развитие событий несложно смоделировать: произойдет относительное выравнивание цен на рынках и в крупных сетевых магазинах. Но последние способны снижать цены лишь до определенной черты, и не могут продавать товары ниже себестоимости.
Почти по-узбекски
На определенном этапе ситуация в Казахстане станет напоминать то, что произошло в соседнем Узбекистане.
Потребительский рынок потеряет именно тех игроков, которые обеспечивали относительно невысокие цены на товары. То есть челноков. Высокие таможенные пошлины сделают бизнес неинтересным, прибыль снизится до абсолютного нуля, и они уйдут с рынка.
Но если бы только они. Вместе с челноками с рынка уйдут водители автобусов, которые обеспечивали безопасный трансфер из Алматы в Урумчи и обратно, в Бишкек и обратно. Вместе с водителями автобусов с рынка уйдут те, кто обеспечивал автобусы запасными частями, техническим обслуживанием и многим другим.
Это так называемая цепная реакция, когда вслед за основными игроками поле покидают запасные игроки и игроки резерва. Или, так называемый мультипликативный эффект от высоких таможенных пошлин.
В очень плохом расположении духа окажутся пограничники и таможенники. Именно они обеспечивали безопасный переход границы, закрывали глаза, когда их нужно было закрывать. Естественно, за определенную мзду.
В конце концов, пострадают вещевые рынки, а также люди, так или иначе делающие бизнес внутри и возле рынков.
И как результат, резкий, взрывной рост контрабанды. Именно она должна заменить ту массу товара, который до настоящего времени ввозился с уплатой таможенных пошлин. В свою очередь, рост контрабанды означает рост теневого сектора.
Чем выше уровень контрабанды, тем менее прозрачным и предсказуемым станет потребительский рынок.
Все торговые точки, работающие официально, будут вынуждены начать полномасштабную войну против контрабандистов. А так как стороны имеют разный уровень мобильности и приспособляемости, значит, официальные торговые точки обязательно проиграют. И чем больше они будут проигрывать, тем более сильным станет теневой сектор.
Принимая во внимание то, что устав от конкуренции, официальные ритейлеры также станут уходить в тень, можно с большой долей уверенности говорить о быстром и неконтролируемом росте теневого сектора.
А его рост значительно снизит бюджетные поступления. Что вызовет свою волну: высшие государственные чиновники будут давить на низших, чтобы последние нашли дополнительные источники пополнения бюджета. В свою очередь, это приведет к усилению давления на официальных и «белых» игроков рынка, которым…
Правильно, тоже не останется ничего другого как уйти в тень!
Рынок в шоке
Рынок претерпит существенные перемены.
Во-первых, на рынке мало что изменится. Торговцы будут сидеть на своих же местах. Однозначно рынки не опустеют, а люди не перестанут туда ходить. Изменится лишь одно — цены. Они вырастут, так как товар, ввезенный нелегально, и стоит дороже. В его себестоимость войдут все те риски, которых раньше не было. Взятки тем, кто сидит на госгранице, более дорогие услуги транспорта — все это обязательно повлияет на цены.
Во-вторых, существенно изменится ассортимент товаров. Чтобы заработать высокую маржу, торговцам придется закупать более дешевые товары и продавать их максимально дорого. Все это скажется на качестве — оно заметно снизится.
В-третьих, часть потребителей перейдет в стационарные магазины и бутики. А так как потребители не стали больше зарабатывать, переход обойдется дорого. Продажи магазинов в абсолютном выражении повысятся, однако в масштабах всего рынка снижение спроса будет существенным. Часть потребителей просто не захочет задорого покупать некачественные товары, а другая часть, уйдя в магазины и бутики, все равно станет покупать меньше.
В-четвертых, много нервных клеток потратят представители контролирующих органов. Им придется регулярно совершать рейды по рынкам с целью выявления торговцев, реализующих контрабандный товар. При этом конфискация контрабанды довольно хлопотное и зачастую неблагодарное дело. Могут и по башке дать. Но, как правило, все закончится как всегда: определенные круги станут крышевать торговцев, реализующих контрабанду, а представители контролирующих органов (тоже люди) будут закрывать на это глаза.
В-пятых, в связи с правилами Таможенного союза упраздняется упрощенный порядок оформления документов для челноков. Это приведет к тому же самому, что и все остальное — массовому исходу челноков в тень.
Проблемы уже на пороге
1 июля наступило. Как оказалось, к работе в новых условиях не готовы те, кто по долгу службы должен быть готов. Из-за несогласованности работы таможенных органов челноки стоят на границе с Киргизией более суток, вместо двух часов, как раньше.
Вместе с тем согласно требованиям таможенного кодекса, челноки, чтобы остаться на рынке, должны регистрировать фирму и платить все налоги.
В принципе, это несложно. Но упразднение упрощенной формы таможенного оформления усложняет задачу челноков.
Представители контролирующих органов говорят, что это необходимо для легализации рынка. То есть все, кто работает на рынке, должны платить налоги.
До настоящего времени челноки платили деньги за право торговли на рынках, а потом бюджет изымал налоговые платежи у хозяев рынка. То есть челноки все равно платили налоги, но через посредников.
Теперь, согласно новым правилам, они должны платить налоги напрямую.
В конце концов
Новые правила торговли выгодны крупным финансовым группам, крупным сетевым ритейлерам. Именно они получат выгоду от того, что с рынка так или иначе уберут челноков.
Уже сегодня большие проблемы испытывает автомобильный рынок. Согласно новым правилам по более-менее божеской цене можно ввозить 3-10-летние автомобили. Новые нельзя, так как официальные дилеры и отечественный автопроизводитель могут разориться, старые, старше 10 лет тоже нельзя, чтобы обновить автопарк.
Сенаторы уже озаботились трудоустройством большого количества казахстанцев, занятых в челночном бизнесе. 10 июня об этом говорила сенатор Светлана Джалмагамбетова.
Скорей всего, трудоустройством 480 тысяч человек никто конкретно не займется. Если президент обяжет, то их забросят в дорожную карту. Но в рамках только данной программы проблему освободившихся челноков не решить.
Об этом многие знают, но делают вид, что «все путем».