Футбол по понятиям. Как криминальный авторитет в ФК “Ордабасы” психологом был - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Футбол по понятиям. Как криминальный авторитет в ФК “Ордабасы” психологом был

Футбол по понятиям. Как криминальный авторитет в ФК “Ордабасы” психологом был

В специализированном межрайонном суде ЮКО начался процесс над Жусупбеком Бартекеевым, личностью достаточно известной в Шымкенте. Некогда он был вице-президентом федерации бокса ЮКО, менеджером футбольного клуба “Ордабасы”, а также, по данным правоохранительных органов, является одним из крупнейших криминальных авторитетов Шымкента и Южно-Казахстанской области по кличке Еська.

  • 10 Октября 2016
  • 4659
Фото - Caravan.kz

Можно ли пять лет отсидеть за полгода?

В настоящее время Бартекееву, а также двум его товарищам предъявлен целый ряд обвинений. В частности, Жусупбек Бартекеев обвиняется в вымогательстве, совершенном преступной группой и в особо крупном размере, создании и руководстве преступной организацией, финансировании деятельности преступной группы, разработке каналов ее финансирования, незаконном ношении оружия, а также незаконном использовании специальных технических средств негласного получения информации. Двум другим подсудимым предъявлены обвинения в вымогательстве и создании и участии в преступной организации.

Расследованием дела занимался Комитет национальной безопасности. Все трое подсудимых находятся под стражей и содержатся в изоляторе КНБ. Уголовное дело насчитывает 15 томов. Подсудимым грозит до 15 лет и выше.

Примечательно, что буквально два года назад, в августе 2014 года, Бартекеев уже был осужден Аль-Фарабийским районным судом Шымкента к 5 годам за то, что, будучи “фиктивным менеджером” футбольного клуба “Ордабасы”, совершил хищения в особо крупном размере. Такой же срок получил тогда и экс-президент ФК Кайсар Абдраимов.

Так отсидел ли Бартекеев назначенный в 2014 году пятилетний срок?

Финансовая полиция против футбольных администраторов

Дело против Бартекеева и Абдраимова в 2014 году возбудил департамент по борьбе с экономической преступностью и коррупцией. Финполицейские изучили трудовую деятельность Жусупбека Бартекеева в “Ордабасы”, и выяснилось, что в клуб он был трудоустроен в 2007 году тренером. Спустя четыре месяца его перевели на должность менеджера, так как выяснилось, что хоть он и был прекрасным боксером, но футболом никогда не занимался. В 2009 году Бартекеев уволился по собственному желанию. Как сам он впоследствии объяснял, “отбывал 2 года наказания за хранение оружия”. Но в 2011 году вновь стал менеджером ФК.

По штатному расписанию ПФК “Ордабасы” зарплата подсудимого Ж. А. Бартекеева за 2008–2009 годы составляла 60 тысяч тенге, за 2011 год – 55 тысяч, с 2012-го по 27.05.2013 года – 100 тысяч, с 27.05.2013 года по 18.02.2014 года – 300 тысяч тенге.

Как утверждало следствие, Бартекеев занимал должность менеджера абсолютно формально, на работу в клуб не приходил, никаких обязанностей не выполнял. Но при этом исправно получал зарплату, премиальные и отпускные, тем самым с 2007 по 2014 год совершив хищение денег на общую сумму 6 655 900 тенге.

Абдраимов обвинялся в том, что, будучи директором ПФК “Ордабасы”, заведомо зная о том, что Бартекеев фактически не работал в клубе, утверждал табеля учета рабочего времени и перечислял на банковский счет Жусупбека заработную плату и социальные начисления.

Еще по ряду ответственных лиц футбольного клуба материалы дела были выделены в отдельное производство. По некоторым же фигурантам дело прекратили в связи с недоказанностью.

Летом 2014 года следствие завершилось, и дело направили в Аль-Фарабийский районный суд.

Спортсмен, психолог, болельщик и защитник

В суде Бартекеев вину не признал.

– С малых лет я играл в футбол, вся моя жизнь проходила на стадионе, – говорил он в своих показаниях. – Спорт – моя жизнь, моя стихия.

За хорошую работу Бартекеев периодически получал премии, выговоров у него не было. Вместе с футболистами выезжал в другие города. Вел работу с членами фан-клуба.

Также подсудимый указывал, что на следствии сотрудники финполиции оказывали моральное давление на свидетелей и подследственных, все были испуганы.

– Полицейские запихали бы (мне) что угодно: наркотики, пулемет, автомат и т. п… Спасибо следователю, что не назвал меня еще опэгэшником, – рассказывал Бартекеев.

Сообщил он и некоторые подробности внутренней жизни ФК “Ордабасы”:

– В клубе всегда были дружеская атмосфера, взаимопонимание. При поражениях футболистов, конечно, ругали. Игроки такие зарплаты получают! Некоторые из тренеров-администраторов даже хотели полкоманды уволить. Но сделать этого не смогли, – у футболистов контракты.

По мнению Бартекеева, футболисты клуба его не боялись. Он всегда поддерживал их и тесно с ними работал.

Отметим, что после ареста его родной брат сразу же возместил государству причиненный ущерб. Правда, сам Жусупбек не хотел платить, так как считал себя невиновным.

У Бартекеева на тот момент было шестеро детей, из них двое – совершеннолетние, один – несовершеннолетний, трое – малолетние. Он упорно считал, что его и Абдраимова сделали крайними.

Абдраимов вину также не признал, отметив, что у него не было времени контролировать Бартекеева и других.

– Я четыре года работал и ни разу не видел уборщиц, – сказал бывший президент “Ордабасы”. – Но это не значит, что уборщиц у нас не было.

Относительно размеров зарплаты менеджера он высказался так же однозначно:

– Зарплата футболиста перекрывает зарплату Бартекеева. А моя зарплата президента в 5 раз выше зарплаты менеджера. У нас должен быть психолог, также в качестве которого использовался Бартекеев.

Абдраимов сообщил, что на предварительном следствии у него требовали, сказать, что “Бартекеев Ж. А. не работал в клубе”. Взамен ему обещали, что его засекретят, прекратят уголовное преследование, “никто про него знать не будет”. Но он не согласился.

Представителями потерпевшей стороны выступили главный специалист, он же юрист государственного учреждения “Управление физической культуры и спорта ЮКО”. Им был предъявлен гражданский иск о взыскании с обоих подсудимых в доход государства материального ущерба в сумме 6 655 900 тенге. Но в связи с возмещением ущерба у потерпевшей стороны претензий не осталось.

Судом было опрошено еще несколько десятков свидетелей, в том числе практически все тренеры и административные сотрудники “Ордабасы”. Ряд свидетелей считали, что Бартекеев внес значительный вклад в работу клуба.

– В 2011 году клуб выиграл Кубок Казахстана, и команда добилась этого успеха однозначно благодаря и работе Бартекеева, – сообщил один из свидетелей.

– Именно Бартекеев нужен футболистам, так как на последних не надо кричать, а нужно психологически правильно подойти. Менеджер работал с командой, общался, так как он же и психолог, он же и болельщик, – объяснял суду один из тренеров.

Свидетели обвинения

Свидетели обвинения выступали в суде анонимно, под псевдонимами и в масках, мотивируя это опасениями за свою безопасность.

Из показаний свидетеля под псевдонимом Н. С. М.: “…Бартекеев Ж. А. в ПФК “Ордабасы” только числился, но не работал и получал зарплату. Об этом знали все. Бартекеев Ж. приходил только к Абдраимову К. в сопровождении группы молодых парней спортивного телосложения, похожих на хулиганов. Все боялись Бартекеева Ж. А., но вслух об этом не говорили…”.

Из показаний свидетеля под псевдонимом Д. К. А.:

“…при президенте Абдраимове К. Р. обстановка в ПФК “Ордабасы” была бандитской, то есть напряженной”.

“Бартекеева Ж. А. футболисты боялись из-за того, что тот криминальный авторитет…” – из показаний свидетеля Р. Г. П.

Аналогичные показания дали еще двое засекреченных свидетелей.

При этом большинство других опрошенных свидетелей попросту вообще не знали Бартекеева и ничего про него сказать не могли. Что, по мнению следствия, как раз таки и доказывало фиктивность работы менеджера.

Следствие предоставило суду также несколько томов финансово-экономических проверок.

В результате суд признал подсудимых виновными в присвоении и растрате и назначил Бартекееву наказание в виде 5 лет лишения свободы (общий режим) с конфискацией личного имущества. Такое же наказание получил и Кайсар Абдраимов.

Что сказал Верховный

Апелляция Южно-Казахстанского областного суда в сентябре 2014 года оставила приговор без изменения. В ноябре того же года приговор утвердила и кассационная коллегия. А вот в феврале 2015 года постановлением надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Казахстан приговор Аль-Фарабийского районного суда Шымкента, а также постановления апелляционной и кассационной коллегий ЮКО в отношении осужденного Бартекеева Ж. А. были кардинально изменены.

Окончательный вердикт гласил: “… назначенное наказание по ст. 176, ч. 3, п. “б” Уголовного кодекса Республики Казахстан считать условным с испытательным сроком на 2 года”. Из приговора исключено дополнительное наказание в виде “конфискации имущества”. Также было постановлено немедленное освобождение осужденного Бартекеева Ж. А. из мест лишения свободы…

Таким образом, Бартекеев вернулся на свободу уже в феврале 2015 года. Все арестованное имущество ему было возвращено.

Редакция пока не получила официальных документов, как сложилась судьба экс-президента ПФК Абдраимова. Но, полагаем, его дело также было объективно рассмотрено Верховным судом.

Что касается Бартекеева, то, как сказано выше, сейчас он вновь оказался на скамье подсудимых. Следователи ДКНБ таки назвали его опэгэшником, что и доказывают в суде.

Шымкент