Роман Василенко, председатель Комитета международной информации МИР Казахстана , выступая на круглом столе «Председательствование Казахстана в ОБСЕ и региональная безопасность» в Казахстанском Институте Стратегических исследований при Президенте РК, дипломат заметил:
— У всех на памяти только что закончившийся чемпионат мира по футболу, поэтому использую терминологию из данной сферы. Можно сказать, что предстоящая встреча министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ это, в некотором роде, полуфинал. И мы в Казахстане убеждены, что с честью его пройдем.
Главный приоритет Казахстана на посту председателя — укрепление Организации, повышение ее релевантности в решении самых актуальных вопросов. Именно поэтому казахстанская дипломатия, по его словам, последовательно и целенаправленно работает над реализацией инициативы президента Назарбаева о проведении в текущем году саммита ОБСЕ.
— Мы полагаем, что предложение казахстанского лидера — уникальный исторический шанс для стран ОБСЕ найти адекватные ответы на новые вызовы и угрозы на огромном пространстве в зоне ответственности ОБСЕ, адаптировав ее к сегодняшним реалиям. Сегодня мы вышли на финишную прямую подготовки неформальной встречи министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Алматы. В ходе дискуссий там мы планируем обсудить нерешенные вопросы в общей повестке ОБСЕ с целью выработки обновленного стратегического видения евроатлантическом и евразийской безопасности, — подчеркнул г-н Василенко.
Булат Султанов, директор Института, развил тему конфигурации глобальной безопасности: сегодня в принципе невозможно обеспечить прочную европейскую безопасность, не учитывая азиатские изменения. Пришло время создания нового измерения безопасности — евразийского.
— Первостепенной задачей казахстанского председательствования на протяжении первых шести месяцев этого года было не только возрождение Организацией утраченного «хельсинского бренда», но и придание нового «дыхания» ОБСЕ путем установления взаимодействия ее с другими международными структурами.
Преодолеть устоявшиеся стереотипы трудно, поскольку Западная Европа продолжает держаться устаревших западноцентристских подходов, трактующих Евразию как ряд обособленных культурно-цивилизационных пространств. Но, тем не менее, шаг за шагом, Казахстану удается преодолевать эти стереотипы, — заявил г-н Султанов.
Одним из важных компонентов евразийской безопасности является ситуация в Центральной Азии. Если бы странам региона удалось выстроить эффективное сотрудничество, то в итоге получился бы «пояс» экономического благополучия, который стал бы надежной преградой для международного терроризма, экстремизма и нелегальной миграции. Но взаимодействие в регионе может реально существовать, только если будет общее понимание проблем, как сфере торгово-экономических связей, так и в вопросах обеспечения безопасности.
— Пока совместные проекты пробуксовывают, несмотря на заверения о потенциале региона и общности менталитета. А после событий в Кыргызстане, думаю, реализация задачи центральноазиатской интеграции отодвигается на определенное время, — заявил г-н Султанов.
Оценивать это время он не стал, но заметил — пока ситуация в Кыргызстане не стабилизируется, об интеграции можно вести только «теоретические разговоры».
В этой стране сейчас никто не знает даже количества единиц огнестрельного оружия, которое было разграблено со складов и забрано у полицейских в ходе весенних и летних беспорядков. Но оно уже начинает изыматься на казахстанской территории. Пора вслух сказать, что Кыргызстан является одной из транзитных баз контрабанды опиума и героина из Афганистана. И если там возьмут верх клановые группировки, а «именно они заинтересованы в разнузданном парламентаризме с непредсказуемыми последствиями», то в центральноазиатском регионе появится «второй Афганистан». И тогда неизбежно встанет вопрос о необходимости внешнего вмешательства для урегулирования ситуации в этой стране.
— Кризис в Кыргызстане активизировал радикальные террористические и религиозные группы в Центральной Азии. Киргизский сценарий давления на органы власти как инструмент политической борьбы недовольными экстремистскими группами может быть использован ими как образец во всех странах Центральной Азии, — считает директор КИСИ.