Франция - Эйфелева башня. Англия - Биг Бэн. Казахстан - ? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Франция - Эйфелева башня. Англия - Биг Бэн. Казахстан - ?

Франция - Эйфелева башня. Англия - Биг Бэн. Казахстан - ?

Этот год - последний в среднесрочной программе развития туристской отрасли. Нужно подводить итоги проделанной работы по развитию рынка туристских услуг и становлению туристской индустрии Казахстана.

  • 5 Сентября 2005
  • 2125
Фото - Caravan.kz

Правительством страны проводилась большая работа по формированию казахстанского турпродукта, иначе говоря, бренда. И вот что из этого получилось.
Во всем мире туристический бизнес по уровню развития и доходности практически догнал нефтегазовую сферу. Страны, которым нечего добывать, но есть, что показать, давно сделали ставку на развитие туризма. По данным ВТО, к 2010 году число международных туристических поездок превысит миллиард, а поступления от отрасли составят 1,2 триллиона долларов. Неплохие доходы. Учитывая все красоты нашей огромной родины, грех оставаться вдали от такого лакомого пирога.
Статистика показывает, что только за прошлый год наблюдался небывалый рост объема по всем видам туризма. Было обслужено всего 11 млн. человек.
Въездной туризм увеличился до 4,3 млн человек, выездной составил 3,9 млн, внутренний — достиг отметки в 2,8 млн..
Однако за просто так никто в нашу страну не поедет. Первое, что интересует любого туриста, пусть даже из самой успешной в экономическом плане страны, — на что и за сколько смотреть? С мировыми туристическими брендами понятно. Если это Франция, перед глазами встает Эйфелева башня и Елисейские поля с Лувром. Если Египет — естественно, пирамиды. Если Англия — то Биг-Бэн и Трафальгарская площадь. Если испанская Барселона — собор Саграда Фамилия, построенный великим архитектором Гауди.
Туристический потенциал
Казахстанский турпродукт пока не имеет определенного названия. Да и содержания тоже. Иностранцев больше не привлечешь Чимбулаком, где речи быть не может о комфортабельном катании из-за чрезмерной переполненности и большой посещаемости склонов.
Европейские курорты ближе, да и ценовая разница с лихвой компенсируется уровнем сервиса. Более показать пока нечего.
А между тем потенциал и почва для развития экологического, внутреннего и въездного туризма имеется, и даже очень неплохой.
Тем более, что, по прогнозам аналитиков, наблюдается устойчивая динамика развития туристской отрасли. Доля туризма в общем объеме ВВП страны в 2003 году достигла полутора процентов.
В прошлом году консолидированный доход туристских организаций, гостиниц, санаторно-курортных учреждений, государственных национальных природных парков и учреждений культуры по обслуживанию туристов составил свыше 26 млрд. тенге. Поступления в бюджет остановились на отметке в 4,7 млрд. тенге. Туристическая почва очень благоприятна. Об этом говорит объем вложенных инвестиций. Только за 2003 год они достигли 30 млрд. тенге.
Рука государства
Это несомненные плюсы, хотя доля их — капля в море. Местные власти за редким исключением Алма-Аты, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Южно-Казахстанской, Павлодарской и Актюбинской областей, еще не до конца понимают будущие перспективы, вкладывать в которые нужно уже сейчас.
Ведь строительство, к примеру, инфраструктуры — дело рук государства. Самим участникам туристического рынка страны ввиду дорогих кредитов такие масштабные проекты просто не под силу.
Об этом представители туристской общественности не раз заявляли на кластерных встречах рабочих групп, но только «воз и ныне там». И таких недоработок много. Туристический продукт Казахстана с трудом встает на ноги, и здесь требуется реальная, а не косвенная или силовая поддержка со стороны государства.
С выделением отрасли в 7 приоритетных кластеров, казалось, дело пойдет. К разработке казахстанского бренда были привлечены представители зарубежных маркетинговых компаний, частного сектора, туристской общественности и Комитета по регулированию торговой и туристской деятельности Министерства индустрии и торговли РК.
В разработке находится государственная программа развития туризма и туристской отрасли до 2010 года, в которой предполагается, в частности, вести активную раскрутку национального бренда не только в отечественных СМИ, но и привлечь к делу СNN, BBC, «Discovery», «Animal Planet», «National Geographic». Но когда это будет — неизвестно.
Приоритетным в развитии внутреннего туризма выделено экологическое направление. Оно, по мнению работников турбизнеса, — самое перспективное. «Что мы можем предложить туристам? — задается вопросом Исполнительный директор Казахстанской Туристской Ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова. — Наша изюминка — часть Великого Шелкового пути. Если говорить о турпродукте, над созданием которого мы бьемся, — это конечно же экотуризм. Уголки нашей красивой природы, горы, горные реки и озера, охота и рыбалка, а также экстремальный туризм».
Как только такое направление будет развито, к нам потянутся любители экзотики — туристы из Японии, Кореи, Европы. Но предстоит громадная работа, и в этой работе главную заботу должно взять на себя государство.
Оно и взяло. Часть. К примеру, создает Республиканский туристский информационный центр. Это будет методический центр, который поможет туроператорам готовить и продвигать турпродукт на рынке. Обучать туроператоров, турагентов, заинтересованные министерства, ведомства, государственные структуры по развитию туризма подготовке туристской рекламной продукции на жестких и мягких носителях, оказывать методическую помощь и помощь в создании веб-сайтов. Туристы же смогут бесплатно получить в центре интересующую информацию.
По подсчетам комитета по регулированию торговой и туристской деятельности Министерства индустрии и торговли, на первом этапе создание центра обойдется республиканскому бюджету в 72 млн. тенге.
Эти средства пойдут на приобретение необходимого оборудования, аренду помещения и содержание штата. Второй этап — само строительство центра по специальному проекту — составит порядка 450 млн. тенге.
Мировые тенденции и казахстанская практика
Тенденции мировой туристической отрасли повернулись в сторону развития въездного, внутреннего туризма. Направлен он не только на привлечение иностранцев, но и на повышение интереса своих граждан к местным красотам. По словам Рашиды Шайкеновой, если в советское время социальный туризм через профсоюзы провалился, то сейчас он снова начинает набирать силу. Но как показывает мировой опыт, полностью отдавать его на откуп в частные руки нельзя.
Без четкой инфраструктуры отрасли, устройством которой должно заниматься государство, многие виды деятельности могут остаться невостребованными.
Да и денег на строительство этой самой инфраструктуры у частного бизнеса пока нет. Рашида Шайкенова говорит, что на самом деле турфирмы зарабатывают мало, потому что не создана инфраструктура.
Дороги разбитые, места общественного питания вблизи многих природных объектов, как то Национальные парки, в ужасном состоянии. Да и по словам заместителя председателя Комитета по регулированию торговой и туристской деятельности Министерства индустрии и торговли РК Евгения Никитинского, «на финансирование мероприятий по туристической деятельности приходится менее двух процентов от полученных доходов турфирм». Разве на такие средства поднять целую отрасль?
«Иностранцы со словом «Казахстан» должны ассоциировать понятия безопасность, открытость, экзотика, порядочность, комфорт, мировые стандарты качества и удобные транспортные стыковки», — считает Начальник отдела PR одного из отечественных банков Ерлан Аскарбеков.
Однако на деле при отсутствии инфраструктуры, нормального сервиса и подобающего отношения, к которому привык иностранный турист, отмечается только тенденция к «обдираловке».
Не редкость, когда государственные природные парки завышают почти в 10 раз цену для иностранных туристов, тогда как для казахстанцев она остается на доступном уровне.
Исполнительный директор КТА Рашида Шайкенова тоже возмущена таким положением дел. «Мы бьемся за то, чтобы ценовая политика была одинаковой. Это нарушение прав человека. Такса должна быть одинаковой, а там пусть каждый решает, сколько он готов отдать за сервис».
Но между тем турфирмы в погоне за длинным тенге разрабатывают экотуры для зарубежных туристов, закладывая высокую стоимость. Оно и понятно, бизнесменам тоже нужно вернуть свои затраты. Но в этой гонке за прибылью страдает простой рядовой казахстанец, о котором забыли, потому что платить по 200-300 долларов за двухдневный тур он не может, а полюбоваться родными красотами — тоже хочется.
Что же ему остается? Если на Иссык-Куль ввиду последних политических событий ехать более или менее опасно, на заграничные курорты цена билета остается непомерно высокой (к примеру, из Германии билет средней авиакомпанией в любой курортный город Турции можно купить от 60 евро в один конец), а на казахстанском взморье, увы, доступного сервиса нет.
Что это, принудительное возмещение недостатка иностранных туристов? Рашида Шайкенова возмущается: «Это не способ и не метод развивать внутренний и въездной туризм».
Отрасли надо работать, но привлекать за счет развитого сервиса, пока возможности нет. Инфраструктуры нет.
Так будьте добры, граждане-туристы, поддержите начинания, помогите поднять отрасль. Добровольно-принудительно.