Это не единственное письмо в редакцию. Родители возмущаются: в некоторых алматинских школах попросту не допускают детей к занятиям в “неправильной” школьной форме. Хотя, как выяснилось, установленных образцов попросту не существует. Есть только пожелания – темно-синий цвет, для девочек – юбка с жилеткой и пиджаком.
Официальные лица не раз твердили о том, что единая форма необходима – якобы она решает проблему социального неравенства. Мол, единая экипировка уравняет и бедных, и богатых. Попутно продвигалась идея “патриотизма” – заказ на школьную форму получили казахстанские швейные фабрики, и родителям полагалось поддержать отечественного производителя.
Однако на деле “форменная” реформа ничего не решила.
Малообеспеченным семьям дешевле купить китайскую форму. Те, кто более обеспечен, либо шьют на заказ, либо выбирают турецкие костюмчики. Ну и что, что юбка не того фасона и жилетки нет в комплекте?..
Но тут и начинаются проблемы. Особо “старательные” директора школ встречают учеников у дверей школы – проверяют школьную форму. Тех, кто, по их мнению, пришел не “по форме”, не пускают на уроки. Но даже если ребенка допустили до знаний, ему не избежать упреков в том, что он плохой ученик, раз ходит не в положенном костюме.
Отбросив вопрос о педагогической этике и соблюдении закона об образовании, мы попытались все-таки выяснить: а кто решает – правильная форма или нет?
– Никаким приказом форма не утверждалась, ее концептуальное содержание было утверждено родителями в 2005 году, – пояснила старший специалист отдела среднего образования управления образования Алматы Саида Такеева. – Тогда родители вышли с инициативой ввести единую форму, а мы ее только поддержали. Собрали совет директоров, пригласили родителей, учащихся, общественность и решили, какая должна быть форма учеников алматинских школ. 90 процентов собравшихся высказались за то, что форма должна быть темно-синего цвета.
По желанию в начальной школе девочки могут носить юбку-шотландку, а в старших классах – жилетку в клетку. Когда начали внедрять единую школьную форму, то обратились к нашим швейным фирмам.
Тогда чиновники не учли, что швейная отрасль соседей – Кыргызстана, Китая и даже Турции – быстро ориентируется на рынке и уже через год-два станет шить форму для казахстанских школьников. И чтобы казахстанские портные не потерпели убытков, была дана негласная команда провести среди родителей “разъяснительную работу”, а заодно ужесточить требования к форме.
– В конце прошлого учебного года мы проводили агитацию, говорили, что наши предприниматели, швейные фирмы идут на риск и шьют форму, давайте не покупать форму производства других стран, даже если она по качеству лучше, – пояснила позицию чиновников Саида Такеева. – Гражданскую позицию надо у наших детей вырабатывать! Пусть хуже, но зато свое, покупая нашу форму, мы оставляем деньги в стране и поддерживаем своих производителей.
– Год-два мы будем настаивать на принятых вариантах, а когда увидим, что выработалось понятие о школьной форме, тогда можно будет и разнообразить ее, – заявила Саида Такеева. – Но для того, чтобы со временем ввести разнообразие, мы все-таки должны сначала ввести однообразие.
Анна ПАВЛОВА