Его труды стали классикой казахской и мировой науки о фольклоре, получив широкое международное признание еще при жизни ученого. Они охватывали традиции, язык, обычаи, музыку, эпос, фольклор, устную литературу, похоронные и свадебные обряды тюрко-монгольских народов.
Начало пути ученого
Едыге Турсунов – основатель целого ряда научных направлений, разработчик уникальной комплексно-концентрической системы изучения тюркских культур. Его оригинальный научный метод успешно используют эпосоведы, этномузыковеды, этнографы, этнопсихологи, фольклористы, литературоведы, а труды вошли в золотой фонд культурного наследия нации. Научный талант ученого и его яркая подвижническая деятельность способствовали независимости и прогрессу отечественной науки.
– Едыге Даригулович Турсунов родился 10 августа 1942 года в г. Актюбинске, – рассказывает Кайрат ЖАНАБАЕВ, кандидат филологических наук, доцент КазНУ им. аль-Фараби. – Его отец – Даригул Турсунов (Абенов) – известный в науке филолог-русист, профессор, видный педагог и методист, автор комплексно-концентрической системы преподавания русского языка в национальной школе. Мать, Халида Вагапова – биолог. Едыге Турсунов вспоминал: “Я вынужден был долгое время молчать, так как был байским внуком. В то время об этом не говорили, потому что память о времени репрессий была еще свежа. А я был внуком знаменитого бая Абена. Он обладал сказочным богатством, о котором ходили легенды”.
– Как и всякий казахский род, воспитанный на древних традициях, Турсуновы (Абеновы) бережно хранили и передавали от поколения к поколению, из уст в уста свои удивительные семейные хроники, легенды, сокровенные шежіре (истории родов и племен). Эта устная традиция привила мальчику любовь к слову, истории, чистым родникам народной культуры, – продолжает Кайрат Жанабаев. – В силу своего социального происхождения и сложных политических обстоятельств семья Турсуновых вынуждена была исколесить всю Среднюю Азию. Одаренный от природы юноша познал много языков, культур, традиций, религий, глубоко постигая мировоззрение разных народов.
В 1962 году семья Турсуновых возвратилась на родину, в Казахстан. В 1964 году юноша с отличием окончил Казахский педагогический институт имени Абая в Алма-Ате в статусе лучшего выпускника института. Он, Ленинский стипендиат, по окончании вуза сначала работает преподавателем русского и латинского языков в Целиноградском медицинском институте, а затем его приглашают на работу в Институт литературы и искусства имени М. О. Ауэзова АН КазССР.
Здесь он занимается фундаментальными научными исследованиями под руководством известного фольклориста Н. С. Смирновой. С 1966 по 1988 гг. – он сначала младший, затем старший научный сотрудник Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова. Уже тогда в работах молодого ученого впервые со времени Ч. Ч. Валиханова и Г. Н. Потанина был поднят вопрос об исторической значимости тюркских мифологических мотивов, сюжетов и образов, роли тюркского фольклора в формировании истоков национального и мирового эпического искусства, в частности всемирно известных древнегреческих поэм.
К этому времени он уже был одним из авторов капитальной статьи в академическом трехтомном издании “История казахской литературы” – “Основные типы создателей и носителей казахского фольклора” (в соавторстве с Е. Исмаиловым). И кандидатская диссертация, и академическая статья впоследствии легли в основу двух важнейших по своему научному значению монографий ученого: “Генезис казахской бытовой сказки: в аспекте связи с первобытным фольклором” (1973) и “Қазақ ауыз әдебиетін жасаушылардың байырғы өкілдері” (1976), ставших вершиной научной мысли казахской и тюркской фольклористики советского периода.
Реконструкция фольклора
В основе всех исследований Е. Д. Турсунова лежит комплексно-концентрическая система, наиболее полно раскрывающая семантику и специ- фику, общую историческую динамику развития и особенности кочевых культур тюрко-монгольских народов, начиная с эпохи палеолита. “Я убежден, – писал тогда молодой ученый, – что при исследовании истории фольклора ретроспективно-семантическая квалификация фольклорных явлений невозможна без учета данных смежных наук: археологии, этнографии, истории, а порою и этнопсихологии, и лингвистики, ибо в противном случае факты фольклора лишаются исторической приуроченности и локально-этнической определенности”.
Турсунов использовал методику реконструкции генетической истории фольклорных жанров, которая подробно изложена в книге “Генезис казахской бытовой сказки: в аспекте связи с первобытным фольклором” (1973).
70-е годы были для него наиболее плодотворными. Молодой ученый завершил и издал капитальную монографию “Қазақ ауыз әдебиетін жасаушылардың байырғы өкілдері” (1976) с переводом ее на русский язык для последующей защиты докторской диссертации “Происхождение древних типов носителей казахской устно-поэтической традиции”.
Полным отражением зарождающихся новых тенденций в казахстанской фольклористике стали такие глубокие исследования ученого, как “Казахский фольклор в собрании Г. Н. Потанина // Архивные материалы и публикации” (1972), “Ертегілер. “Қазақ фольклористикасы” // Сказки. “Казахская фольклористика” (1972), “Сыншы, бақсылар туралы. Қазақтың қазіргі халық поэзиясы” // О сыншы и шаманах. “Современная казахская поэзия” (1973), “Тюрко-монгольские версии сказания об ослеплении циклопа” (1975), “Фольклор в эпоху аль-Фараби” (1975), “О единстве эстетического опыта кочевых и некочевых народов” (1976) и т. д. Многие из этих статей были опубликованы на страницах самых авторитетных в то время научных изданий – “Советская этнография” и “Советская тюркология”.
Исследования Турсунова впервые достойно представили не только казахскую, но и всю тюркскую фольклористику на просторах Советского Союза. Во всесоюзных и республиканских научных и педагогических журналах друг за другом стали выходить теоретические работы ученого о тюркском фольклоре, устной индивидуальной поэзии носителей поэтической культуры: акынов, жырау, салов, сери и баксы. Каждая из этих статей была новейшим словом в познании тюрко-монгольского фольклора. Уже в то время в его трудах был намечен культурный диалог с предшествующей национально-просветительской и педагогической традицией начала ХХ века. Едыге Турсунов был генератором новых веяний в тюркологической науке, которая вследствие политической оттепели быстро и решительно освобождалась от шор, мифов и стереотипов господствовавшей идеологии.
Авторитет его был непоколебим
– После защиты кандидатской диссертации и выхода в свет монографии “Генезис казахской бытовой сказки” авторитет его в науке был непоколебим,– продолжает Кайрат Жанабаев. – Имя молодого ученого уже хорошо знали такие крупные специалисты мировой
и отечественной фолькло-ристики, как Б. Н. Путилов, Е. М. Мелетинский, И. Земцовский, А. Сиккалиев, Н. О. Шаракшинова, Г. Д. Санжеев и другие знаменитые исследователи. Со многими из них он вел активную научную переписку и участвовал на совместных всесоюзных конференциях.
В годы расцвета своей научной славы Турсунов был гордостью и знаменем казахской советской гуманитарной науки. Фольклорист, историк, тюрколог, лингвист, литературовед – он великолепно знал латынь, тюркскую руническую письменность, арабское письмо. Переводил со всех тюркских языков и всегда цитировал в работах тюркоязычных авторов. Безусловно, он был также лучшим знатоком палеолита и палеолитического искусства.
Его научные достижения отличались оригинальностью, глубиной, значимостью поднимаемых им проблем, смелыми подходами в осмыслении исторических судеб нации и единства тюркских культур.
Вторая диссертация ученого “Қазақ халық ауыз әдебиетін жасаушылардың байырғы өкілдері”, как и первая его монография “Генезис казахской бытовой сказки”, стала образцом высокого научного качества.
В 80-е годы Турсунов приступил к системному осмыслению культуры Казахстана, к связи древнего фольклора и современности, но тяжелая болезнь сильно подкосила его. Несмотря на затяжную болезнь, с 1994 года он вновь начинает регулярно из номера в номер публиковать свои научные статьи в республиканских журналах: “Ай”, “Шахар” и т. д. Он героически преодолевал свое забвение, неуклонно и упрямо вновь и вновь шел к спасительному свету науки. И это был невероятный труд, сплав железной воли и пламенной мысли ученого. Это был подвиг. В 90-е годы Турсунов снова выступал на конференциях, включился в широкий научный диалог, стал активно публиковаться в печати.
В 2001 году выходит новая монография ученого “Коркыт. Истоки тюркского фольклора”. В ней впервые в казахстанской науке наиболее подробно представлены два аспекта развития эпосогенеза, специфические проблемы формирования тюркских эпических жанров в духе спорных и актуальных для фольклористики того времени теорий. В 2003 году Турсунов защитил свою заветную диссертацию “Древние типы носителей казахского фольклора (генезис и типология)". С этого времени он из номера в номер публикует свои статьи в лучших журналах и газетах Алматы.
Выдающийся казахский ученый-фольклорист Е. Д. Турсунов внес огромный вклад в тюркологию, эпосоведение тюркских народов. Фундаментальные труды ученого – “Генезис казахской бытовой сказки”, “Происхождение носителей казахской устно-поэтической культуры” – еще при его жизни получили широкое мировое признание. Он – основатель целого ряда научных школ в сфере фольклористики, тюркологической науки и мирового эпосоведения. Кроме научной деятельности он занимался переводами казахских народных сказок, их составлением и комментариями к ним, а также консультацией литературных произведений, кинофильмов, рецензированием научных статей и монографий.
Великий ученый оставил мир 24 декабря 2016 года. В юбилейный год научная общественность Казахстана предлагает переиздать его основные научные труды с переводом их на казахский, русский и английский языки, открыть мемориальную доску на доме, где он жил, и присвоить одной из улиц Алматы имя Едыге Турсунова.
АЛМАТЫ