Фокусы с деньгами - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Фокусы с деньгами

Фокусы с деньгами

Вы знаете, учителям опять повысили заработную плату на 23 процента. А они никак не ощутили прибавки в кошельке. Потому что финансисты придумали, как повышать зарплату - не повышая ее. Не финансисты, а факиры какие-то…

  • 25 Марта 2004
  • 1740
Фото - Caravan.kz

Как легко и просто говорить с высокой трибуны, что заработная плата учителей ежегодно повышается. Вот и в этом году было запланировано очередное повышение. И даже состоялось: в январе 2004 года.
Но когда бухгалтера школ подсчитали обещанные прибавки, их возмущению не было конца! «Такое впечатление, что над людьми просто издеваются, — говорят бухгалтера школ, — и ведь знают, что учителя никому не пожалуются. Бесполезно. Как только сигнал поступит наверх, так сразу директора той школы освободят от должности. А кто из них хочет насолить своему директору? Никто. Что остается? Помалкивать. Вот и получается, что на словах зарплата растет, а на деле — убывает». Как такое возможно?
Посадили на голый оклад
Чтобы понять — как, надо сначала разобраться, что увеличивается, а что уменьшается, потому как зарплата учителей — понятие неоднозначное, растяжимое и даже сложное.
У них есть базовый оклад, тарифные ставки, коэффициенты и еще доплаты. На этот раз увеличиться должны были базовый оклад и коэффициент. И они увеличились. Оклад — на 23 процента. В цифрах это выглядело приблизительно так: базовый оклад, который составлял 5353 тенге, после повышения составил 6660 тенге. Плакать или смеяться? А коэффициент, например, 14 разряда, был 2,40, а стал 2, 43. Что дальше?
Дальше, согласно постановлению правительства № 41 одни позиции зарплаты увеличились, а другие — уменьшились. Вернее, если быть фактологически точными, отдельные позиции оказались фиксированными, что и привело к значительному уменьшению дохода учителей.
Как говорят бухгалтера в этом нет никаких противоречий. На бумаге все чинно и складно. Что уменьшилось? Доплаты к окладам. Но они, родимые, не уменьшились, а стали фиксированными.
Раньше учителя получали доплаты за проверку тетрадей, за классное руководство, за гимназический элемент, за ведение методобъединения и многое другое — за все это доплаты начислялись в виде небольших процентов от тарифных ставок, которые в свою очередь рассчитывались из оклада, умноженного на коэффициент. Нынче господа чиновники предложили рассчитывать доплаты в виде больших процентов, но от голого оклада. Возьмите калькулятор и согласитесь, что 20 процентов от оклада (от 6660 тенге) — это далеко не 10 процентов от тарифа — от 16038 тенге (в тариф закладывается еще коэффициент). Вот и получается, что на каждой доплате, которая раньше приносила учителю дополнительную копейку, теперь теряются приличные деньги.
Бухгалтера подсчитали, что только на одном классном руководстве одна школа теряет до 25 тысяч тенге, а в общем, по новой тарификации школа теряет до 60 тысяч тенге. Если умножить эти деньги на 177 школ года Алматы, а потом на все школы Казахстана …получаются сумасшедшие деньги. Чудеса! Везде и всюду кричат о повышении заработной платы учителям, а тем временем в государственную казну из тех же школ утекают их честно заработанные денежки…
Да здравствует уравниловка!
Один нюанс. В связи с новым положением о начислении доплат педагогам, пострадали далеко не все учителя, а только те, которые имели приличный стаж работы. Новая система, уже названная в народе «уравниловкой», вполне устраивает молодых учителей. Их тарифные ставки невысоки, так как опыта работы у них нет. А оклады приблизительно равны с опытными учителями. Вот и получается, что их 20 процентов от оклада больше, чем десять процентов от тарифа. Значит, новый расклад по деньгам повысил заработную плату начинающим учителям и значительно снизил заработки учителям, имеющим стаж работы по 20 лет и более.
Меньше всего повезло учителям химии. С них в этом году сняли добавки за «общение» с вредными веществами. Объяснили все банально: мол, из учебного процесса изъяты все вредные вещества. Их нет в школе и не должно быть. Однако школьную программу при этом никто не поменял, и на уроках химии как проводились эксперименты, так и проводятся. Также учителям химии и физики по штату положено иметь лаборантов. Вообще согласно штатному расписанию на школу их полагается иметь три «головы». Но из-за крошечной заработной платы люди не идут на эти должности, и учителя вынуждены брать на себя совмещение: они преподают и работают у самих же себя лаборантами. При этом учителя со стажем получают крошечные зарплаты за лаборантство. Знаете почему? Потому что как у лаборантов у них нет нужного стажа, а зарплата начисляется исходя из этого «конька». То, что эти учителя знают свой предмет на «ять» и владеют ситуацией лучше любого лаборанта, формально никого не интересует. В трудовой нет записи о лаборантстве — получите свои копеечки!
Зачем педстаж сантехнику?
Теперь, вместе с повышением заработной платы школы получили новые типовые штаты, в которых числятся и медики, и психологи, и слесарь, сантехник, и много еще кого школе положено иметь. Однако медика школе дали, и зарплату ему предусмотрели, а деньги на медикаменты забыли заложить. Шприцы, термометры, зеленку, вату… все это школа должна материализовать чудодейственным образом, так как в смете не числится ни копеечки на медикаменты. С родителей собирать средства школе запрещено, а поставить детям прививки от гриппа — она обязана!
В этих же типовых штатах имеется такая должность как менеджер. Однако ни одна школа не нашла желающих поработать за гроши в этой должности, потому как чиновники хитро придумали, оказывается менеджер для получения более менее приличной зарплаты должен иметь педагогический стаж! Тогда он будет иметь высокий коэффициент и соответствующую тарифную ставку. Но ни у одного менеджера нет педстажа, поэтому в школе ему ничего по деньгам не светит, а школе не светит заиметь наконец-то такого работника.
Со ставкой бухгалтеров в школах тоже творится что-то невообразимое. В вузах на 60 человек педсостава полагается иметь трех бухгалтеров. В школе на коллектив из 200 человек закладывается ставка рядового бухгалтера с соответствующим рядовым окладом. Спрашивается, почему? Потому что денег нет. Говорят, правительство давно утвердило ставку главного бухгалтера в школе, но из-за того, что нет, денег в школах за троих до сих пор работают рядовые бухгалтера. Не лучше себя по деньгам чувствуют и администраторы школы, к которым относятся завучи и директор. Они сидят на голых окладах, и ни о каких доплатах им не может быть и речи. То есть они имеют заработную плату, которая исчисляется из одной учительской ставки. Если учитель всегда может повысить свою заработную плату, увеличив свою нагрузку, то есть, взяв больше часов для преподавания, то администраторы должны находиться в школе с утра до вечера, работать по шестидневке, дежурить по школе, отвечать за то, за что никто не хочет отвечать и все это за 15-20 тысяч тенге. Если не дай Бог кто из завучей попросит себе дополнительные часы, после первой же проверки человека уволят.
И последнее. Мало кто сегодня знает, что управление финансами в школьных учебных заведениях передали районным отделам образования. По идее, если у бухгалтеров возникают спорные вопросы, они должны обращаться туда. Но как утверждают бухгалтера школ, обращаться туда не стоит: в районо нет грамотных финансистов, никто серьезно не занимается финансами и планированием. Там специалисты больше озабочены образовательным процессом, и это — нормально. Однако что делать бухгалтерам, у которых накопилось масса вопросов, которые имеют прямое отношение к деньгам. Увы, на вопросы нет ответов, и денег у школьных работников тоже…