Дана Меирбекова и Эмина Кужамуратова купили билеты на рейс Алматы — Актау — Кутаиси на 21 октября 2021 года. Обратно — на 31 октября. В итоге потеряли время, нервы и деньги. Ну и «до кучи» — доверие к этой авиакомпании.
Сидеть, но не лететь!
Сначала в аэропорту Алматы им пришлось оплатить перевес ручной клади и багажа – 22 тысячи тенге. С этим спорить бесполезно: у всех дисконтных авиакомпаний такие требования. А потом началось…
В аэропорту Актау алматинкам пришлось сидеть в ожидании вылета в Грузию 15 часов, регулярно поглядывая на табло. Но на борт самолета они так и не попали. До конца регистрации было еще около 20 минут, но на стойке регистрации их ошарашили сообщением, что дамы, увы, опоздали. До этого они более двух часов пытались пройти регистрацию в онлайн-режиме. Не вышло.
Почему? Отдельный вопрос. Отложим его на потом.
По словам Даны и Эмины, им сказали, что они опоздали. Но у них есть фото с тайм-кодом на фоне табло, где алматинки стоят в очереди на регистрацию.
После очень темпераментных переговоров с клерками FlyArystan стало понятно, что пассажирки не полетят этим рейсом. А в Кутаиси они должны были прилететь на переговоры с грузинскими коллегами по вопросам культурного сотрудничества под патронажем министерств культуры двух стран.
Справка «Каравана»
Согласно ответу Министерства индустрии и инфраструктурного развития Кужамуратовой и Меирбековой за подписью вице-министра Берика Камалиева, «министерством проведена работа по выяснению обстоятельств рейса в Кутаиси»: вылетели 72 пассажира. Свободными остались 108 мест.
Скажете, что это какая-то бредовая ситуация? Еще какая!
Забегая вперед, процитирую ответ FlyArystan на претензии Эмины и Даны на сервис компании: «Надеемся, данный случай не повлияет на Ваше решение при выборе авиакомпании в будущем». Это такая форма изощренного издевательства?
И подпись: «С уважением, отдел по работе с клиентами». У этого «отдела» есть имя и фамилия? Или рядовому клерку стыдно признаться в косяках начальства?
Читаю Правила перевозок авиапассажиров. А там сказано, что он должен прибыть в аэропорт «не позднее, чем за 40 минут до вылета воздушного судна для выполнения процедур по регистрации». 39 минут – критическое время? FlyArystan: авиакомпания, пассажиры которой подозрительно часто «пролетают»
Итог первой части полета: пришлось покупать билеты на рейс авиакомпании SCAТ до Тбилиси – а это более 160 тысяч тенге. Оплата за перегруз ручной клади и багажа в FlyArystan, естественно, «сгорела». Лихо контора пополнила свою казну!
Долгая и нервная дорога домой
31 октября наши путешественницы возвращаются в Актау. И узнают, что рейс в Алматы перенесен с 22.50 на 1 ноября на 6.40 утра – «в связи с оптимизацией маршрутной сети». Что значат эти странные слова для людей, которые прилетели в Актау в полдевятого утра и должны всю ночь провести в аэропорту? Нормально так? FlyArystan, хоть и летает в небесах, но продолжает маршировать по граблям. Ей это не впервой. Опять женщинам ночевать на скамейках аэропорта? Да сколько же можно! Туда перед отлетом почти 15 часов, домой – восемь.
Справка «Каравана»
Согласно Правилам перевозки пассажиров, при отмене или задержке рейсов по вине перевозчика он обязан обеспечить клиентов прохладительными напитками при ожидании рейса более двух часов. Горячим питанием – более 4 часов. Размещением в гостинице при ожидании вылета более 8 часов. Эти услуги компания предоставляет без взимания дополнительной оплаты. Правила утверждены правительством РК.
«В аэропорту Актау, — пишет Кужамуратова, — пришлось торчать 22 часа 10 минут без еды, воды и возможности поспать и умыться». Нам предложили «либо перебронировать билеты на неизвестный период, так как рейсов нет, либо сдать билеты в чужом для нас городе. А домой добирайтесь, как хотите».
Отличная перспектива!
В ответе Мининдустрии на жалобу Меирбековой и Кужамуратовой сказано, что об изменении вылета «по информации авиакомпании, были проинформированы все пассажиры рейса Актау — Алматы посредством СМС на контактные номера, указанные в бронированиях». Поэтому, пишут в министерстве, «эти услуги, предусмотренные статьей 86 Закона, не предоставляются в случае изменения времени вылета рейса». И при этом сослалось на информацию, полученную от компании на запрос министерства.
То есть министерство просто поверило отписке FlyArystan на жалобу пассажирок?
Это во-первых. Во-вторых: Кужамуратова и Меирбекова успели записать на видео показания пассажиров – треть из них эти сообщения от компании так и не получили. Министерство покрывает грехи FlyArystan? В-третьих, задержки и переносы рейсов компании без внятного объяснения причин клиентам – нормальная практика? И в Комитете гражданской авиации, который возглавляет Талгат Ластаев, об этом не знают? Талгат Тлеубекович, вы в курсе, что авиакомпания может трактовать законы в свою пользу?
Комментарий юриста
Сдвиг по времени вылета рейса более чем на 30 минут от расчетного времени уже является нарушением договора между продавцом и покупателем услуг. Если в Правилах обозначены права клиента, услугодатель должен их соблюдать. Если он их не соблюдает, то пассажир может обратиться в суд.
В чате «Пострадавшие от Fly Arystan» наткнулся на ряд чиновников, депутатов мажилиса, акимов и вообще многих уважаемых людей – спортсменов, артистов…
Нас посылают на три буквы – в суд!
Написал им в соцсетях, какими средствами бороться с бесчинствами первого отечественного лоукостера. Первой ответила работник акимата Алматы NN. Однажды из-за переноса рейса она не успела на похороны родственника в Семей. Потом туда же на свадьбу племянника…
Написал-спросил: почему не хотите раскрыть свое имя? Ответ был очевиден: «Билеты дешевые. Если назовусь – попаду в ее «черный список»…
Один уважаемый политолог (тоже попросил не называть имя): «просто не хочу выглядеть лохом. Я этой пролет-конторой больше никогда и никуда не полечу. Дважды обжегся. Третьего шанса ей не дам»…
Бизнесвумен Екатерина Z: «У меня в сумочке были только планшет, извините, женские причиндалы и всякая нужная ерунда. Перевес – 300 граммов. Переплата – 5000 тенге. Самолет рухнет из-за моей косметички»?..
Депутат мажилиса Ирина Смирнова мне ответила: «Имела несчастье лететь с ними. Теперь не беру билеты на них. С ними надо судиться. Но не все у нас к этому привыкли».
Отлично! Парламент принимает законы, которые позволяют одной коммерческой конторе обманывать пассажиров, а правительство и материнская компания «Эйр Астина» смотрят на FlyArystan, как родители на расшалившегося ребенка? Который вначале похулиганит, а потом станет приличным человеком?
Повторюсь. Большинство пассажиров, обиженных FlyArystan, зарегистрированных в чате, клянут авиакомпанию разными гневными и почти матерными словами. Но только несколько человек готовы обратиться в суд. Пока я увидел только Эмину Кужамуратову, Дану Меирбекову и еще 3-4 клиентов FlyArystan. Депутат Смирнова права, что не все граждане у нас готовы судиться с обидчиками? А как еще можно отстоять свои права в Новом Казахстане?