В чат «Пострадавшие от FlyArystan» продолжают сыпаться жалобы от граждан, которые испытали неудобства в связи с переносами рейсов этим лоукостером. А некоторым пассажирам пришлось покупать билеты у других авиакомпаний, чтобы вовремя попасть в пункт назначения или успеть на стыковочные рейсы.
Сначала две немузыкальные истории.
Про гитары и скрипки
Лидер алматинской рок-группы Zarraza Николай Халабузарь, похоже, уже успокоился. Но, видимо, никогда больше не будет пользоваться услугами этой дисконтной авиакомпании.
— Да, я знал, что дешевое иногда может стоить дорого. Но не думал, что так явно. На 17 сентября у нас был запланирован концерт в Семее. Вылет туда – около 13.30. Выход на сцену – в 18.00. И тут мне сообщают, что вылет переносится на 18 с чем-то часов. По каким причинам – не сказали. То, что мы в это время уже должны выступать, компанию не волновало.
— Как успели?
— Пришлось перебронировать маршрут на Алматы — Астана — Семей, чтобы добраться вовремя. Мы заранее оплатили багаж – электрогитары. Они же больше пяти килограммов весят! При перебронировании нас заставили еще раз оплатить багажные места на рейс Астана-Семей.
— Сколько?
— 23 тысячи тенге. На каком основании нас заставили платить дважды, я до сих пор не пойму. Обратно выбирались таким же маршрутом. Повезло, что у нас был запланирован концерт в Астане. Оттуда проблем не уже было…
Оркестр «Талисман бэнд» вылетал в Астану 30 сентября в 7.50. По словам популярной джазовой певицы Дианы Самыкен, «сначала наши скрипки – шесть штук – вообще не хотели пускать на борт. После долгих переговоров нам все-таки разрешили взять инструменты в самолет. Спасибо».
— Диана, а сколько в оркестре музыкантов?
— 22 плюс режиссер и техническая группа. С инструментами постоянные проблемы у стойки регистрации. Мы не понимаем, почему на борт заносят сумки таких же габаритов? Или очень дорогие гитары, саксофоны? Скрипки меньше места занимают. Сдать их в багаж? Мы же знаем, как его кидают. И кто потом вернет деньги за испорченный инструмент? Если мы выступаем в других городах, то виолончели, ну, вы знаете – это большие инструменты – там заказываем. А музыканту нужно время, чтобы привыкнуть к «чужому» инструменту…
«Музыка» денег
В чате «Пострадавшие от FlyArystan» многие пассажиры возмущаются ваучерами, которыми авиакомпания предлагает воспользоваться «неудачникам», не сумевшим вовремя прибыть в порт назначения.
Суть: если ваш вылет перенесли, то ваши деньги не «сгорели». Ими можно воспользоваться в другой раз. А если человек откажется ступать на грабли-трапы FlyArystan дважды?
Три примера из чата. Первый. В одном случае гражданка РК в августе купила билет в Ереван и обратно через Актау. В силу ряда причин билет ей пришлось сдать. «По правилам FlyArystan, мне вернули только 98 тысяч ваучером из 200 тысяч тенге, который мне надо было использовать в течение полугода. И только у них. То есть, мой билет у них не пропал – они тут же его перепродали. А мне вместо денег вернули только часть стоимости. Да еще и обязав меня лететь только их компанией. Ваучер я использовала для перелета в Уральск и Алматы. Но при этом пришлось зависеть от расписания и цен ФА, вместо того, чтобы иметь возможность выбора рейсов и авиаперевозчика. FlyArystan: почему отечественный лоукостер злоупотребляет своими правами
Что это за правила такие: у них при онлайн-регистрации даже место выбрать – проблема. Эту возможность надо оплатить! Нас штрафуют при возврате билетов, а сами при отмене рейсов или задержках никакой ответственности не несут»…
Второй. В чате образовалась большая группа пассажиров, которых возмущают переносы рейсов FlyArystan то на более раннее, то на более позднее время. Один из них Арыстанбек Б. (кстати, юрист) согласен, что гражданин, купивший билет, тем самым подтверждает, что заключил с авиакомпанией договор, что его доставят в нужный ему аэропорт в оговоренные сроки. Но задается вопросом: «Почему тогда компания нарушает условия договора? Если это единичные случаи, тут все понятно. Безопасность – прежде всего. Но почему такие случаи приобрели массовый характер? У FlyArystan какие-то проблемы с самолетами?»…
Третий. И это один из самых «популярных» в чате. Граждане, которые были вынуждены ночевать в аэропортах в случае переносов рейсов, задаются вопросом: «Почему нам даже воду не предоставили? Мы понимаем, что это дисконтная компания, и даже билеты многие из нас покупали по акции. Но какие-то обязательства по отношению к нам она должна выполнять?»…
Перечислять все «косяки» FlyArystan – это будет толще 4-томника Льва Толстого «Война и Мир».
«Акции, которые объявляет FlyArystan, это провокация?»
задаются вопросом пострадавшие…
Это нормально, когда ребенок, прошедший курс лечения в Турции, не смог вернуться на родину в сопровождении бабушки, хотя у нее на руках были все документы – как его опекунши?..
Это нормально, когда «прямо перед отлетом рейса Астана-Семей при регистрации у пассажира не признали законные, нотариально заверенные документы, а потребовали подлинник свидетельства о рождении»?..
Это нормально, когда людям, пришедшим на стойку регистрации вовремя, отказывают в полете без объяснения причин?
Это нормально, когда тысячи пассажиров испытывают стресс? В том числе и люди с ограниченными возможностями?..
Это нормально, когда звонишь в колл-центр компании, а вместо ответа долго-долго-долго слышишь музыку в ожидании ответа?..
Жалоб сотни. Я устал их читать…
Звонок сверху и пинок снизу?
Вот чего не ожидал, так это звонка от пресс-службы FlyArystan, координат которой на сайте авиакомпании нет вообще. По словам ее руководителяи Ляззат Набиевой, она ни от кого не скрывается. И сказала, что компания «готова разбираться по каждому кейсу». В переводе на общепонятный язык – по каждому случаю. «Практика показывает, пассажиры что-то недопоняли, что-то недопрочитали. Не ознакомились с условиями. У всех авиакомпании бывают ошибки. Мы не отказываемся. И готовы по каждому случаю дать разъяснения. Я это учту. Мы это исправим. Мы ни от кого не скрываемся».
— Ляззат, но вы же понимаете, что тысячи пассажиров не могут ошибаться в своих претензиях?
— Мы готовы объяснить по всем случаям. Но у вас нет номера броней, что за пассажиры, рейсы, чтобы проверить всю историю нужны факты…
— А этим редакция «Каравана» должна заниматься?
— Пассажиры, недовольные нашими услугами, могут обратиться в суд…
Очевидно, так и будет. Все полеты начинаются и завершаются на земле.
Разве не так?
Вот только далеко не все граждане готовы тратить время, нервы и деньги на адвокатов, чтобы отстоять в суде свои права в споре с FlyArystan. Как написала в чате одна жертва авиакомпании, «возможно, лоукостер на это и рассчитывал».