Как не перейти границу между наказанием за непослушание и жестоким обращением? Анализ и рекомендации эксперта Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марины Акуловой.
«Бить или не бить» – это еще вопрос?
Время от времени мы встречаем на улице молодых матерей, которые, уже не владея собой, кричат «в воспитательных целях» на своего 3–4-летнего ребенка, сопровождая свои слова грубыми тычками и дерганьем за одежду. Как показывает опыт, раз начавшись, практика применения насилия к ребенку развивается по нарастающей. Однажды использованный прием в следующий раз будет применен с большей легкостью, большей интенсивностью, с большими последствиями для ребенка, а со временем может стать воспитательной нормой. И если сначала мать или отец может испытывать сочувствие к наказанному ребенку и стыд за несоразмерность наказания проступку, то по мере возникновения полного непонимания между ребенком и взрослым причинение страдания будет приносить уже ощущение сатисфакции, удовлетворения, считаться «необходимостью».
Родители, очевидно жестоко обращающиеся с ребенком, порой искренне считают, что делают это для его же блага. Чем это чревато? Последствия будут зависеть от многих причин, в том числе от психических особенностей ребенка, особенностей его характера, отношения к наказанию. Однако насилие в семье по отношению к ребенку не приводит к решению проблемы, лежащей в основе «непослушания», не дает воспитательного эффекта, а лишь усугубляет внутренний конфликт. В результате возможна полная утрата взаимопонимания между близкими людьми, постепенная эскалация насилия в семье.
Страхи и амбиции родителей. Часто в основе применения физических наказаний по отношению к ребенку лежат собственные страхи родителей. Раскручивание «возможной» цепочки событий без учета возрастных особенностей, к примеру, выглядит так: принес чужую игрушку из детского сада, взял без разрешения деньги на мороженое – «О ужас, растет вор!» Двойка, полученная ребенком, воспринимается как однозначный сигнал: ребенок будет получать двойки все чаще, станет плохо учиться, не получит образования, попадет в дурную компанию, станет наркоманом, попадет в тюрьму… Страх, выросший до огромных размеров, приводит к неадекватной реакции родителя в обыденной ситуации.
Кроме того, родители склонны сравнивать себя с другими родителями и оценивать себя на основе существующих стереотипов как плохих или хороших. 42-летняя Светлана вспоминает, что после общения на родительском собрании всегда чувствовала себя плохой, не исполняющей свой родительский долг, так как никогда не наказывала своих детей за плохие оценки, за записи в дневнике – просто спрашивала, почему так случилось, и выслушивала их объяснения. Когда другие родители рассказывали, как они жестко контролируют выполнение домашних заданий, ей всегда было немного не по себе, казалось, что она слишком мало уделяет внимания своим детям. Только спустя годы, когда они выросли, Светлана поняла, что интуитивно поступала правильно. Лучше потратить время на совместный отдых, игры, обсуждение фильмов и книг, поскольку это важнее для становления личности ребенка, воспитания его жизненных стремлений и ценностей, чем тотальный контроль и наказания за многочисленные провинности, без которых не обходится ни одно детство.
Особенности ребенка. Иногда родители объясняют свое поведение особенностями поведения ребенка, несоответствием успехов ребенка ожиданиям родителей. Чаще всего жестокому обращению в семье подвергаются дети слегка заторможенные, медлительные, тяжелые на подъем или, наоборот, агрессивные, гиперактивные; с наличием физической, интеллектуальной, эмоциональной патологии, страдающие хроническими заболеваниями; с частыми детскими травмами; с различными проблемами поведения. Родители, которые очень хотят полностью контролировать жизнь и поведение ребенка, гипертревожны, они не доверяют ребенку, часто прибегают к жестоким методам воздействия. Общими для случаев применения физических наказаний являлись неспособность родителей справиться с ситуацией, отсутствие критичности к собственным действиям, ярко выраженная ориентация на социальные нормы (стремление, чтобы ребенок удовлетворял социальным требованиям) без попытки понять, что с ним происходит. Существует тесная связь между наказаниями и учебой. С одной стороны, дети, которых регулярно бьют, редко успешны в школе в связи с неуверенностью в себе, с другой – неуспешность ребенка в школе часто провоцирует физические наказания. Для большинства родителей школьная успеваемость является интегральной оценкой «хорошести» ребенка и успешности самих родителей в воспитании. Зачастую образуется замкнутый круг: неуспешность и/или нежелание учиться провоцирует наказания; наказания ухудшают ситуацию в школе (нарастают неуверенность, страхи и т.д.).
Терпимость общества к насилию. Наконец, к факторам риска можно отнести терпимое отношение в обществе к семейному насилию, в частности равнодушие соседей к тому, что происходит с соседским ребенком, игнорирование ими очевидных фактов насилия над ребенком до тех пор, пока это насилие не превратится в регулярные избиения или не приведет к серьезным увечьям. Отсутствие семейных ценностей, чрезмерное насилие, которое родители видят по телевизору, в интернете, в газетах, также повышают риск насилия по отношению к ребенку.
Последствия физических наказаний детей
Может быть, нужно отказаться от сильных методов воздействия и ограничиться «мягкими» наказаниями? Нет, утверждают эксперты: ребенок быстро привыкает, например, к шлепкам, если они становятся повседневной практикой; физические наказания перестают корректировать поведение ребенка, родители постоянно увеличивают силу физических воздействий для получения воспитательного эффекта. Как эмоциональная компенсация у ребенка может появиться агрессивность по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Традиционные наказания (шлепки, толчки, подзатыльники, наказание ремнем и другими предметами) часто приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители теряют контроль над собой, будучи в эмоционально взвинченном состоянии, они не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные физические травмы. Впоследствии даже с участием психологов бывает очень трудно, а иногда так и не удается восстановить нормальные отношения между ребенком и родителем. «Когда отец ушел из семьи, мама запретила нам с братом разговаривать с ним, впускать его в дом, – рассказывает 20-летняя Софья. – Когда однажды она увидела, что я разговариваю с отцом на улице, с ней случился настоящий «припадок бешенства». Она дождалась моего возвращения домой и с самого порога накинулась на меня с прорезиненным проводом. Я боялась кричать, молчала, пыталась увернуться от ударов, а она все больше и больше распалялась, остановилась только, когда уже у самой сил не было. Потом я долго не могла спать на спине и носила одежду, скрывающую следы от ударов. За что? Только за то, что я пару слов сказала отцу? Я никогда ей этого не прощу и не забуду». Несоразмерное наказание может иметь обратный или неожиданный эффект, например, наказание за плохие оценки приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои проблемы в школе. Угроза порки за полученную двойку приведет к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к предмету или учебе в целом.
Жестокое обращение со своим ребенком родители либо не осознают, воспринимают как необходимую меру наказания и воспитания «для его же блага», либо осознают, но оправдывают или скрывают. Елена, мать 14-летней Маши, обратилась к школьному психологу в связи с нарушением поведения у дочери: уходами из дома, воровством, враньем, нежеланием учиться. Родители развелись, когда девочке было 5 лет. Когда на приеме у Маши спросили, как ее наказывают, она подняла юбку и показала след ожога от утюга. Елена подтвердила это, не находя ничего страшного в происшедшем: «Я ее порола, из дома выгоняла, ничего не помогает, должна же она понять». Во время беседы Елена демонстрировала приверженность социальным нормам: «надо быть честными», «у нас в семье не было воров и не будет», «дети должны уважать родителей». Про Машу она отзывалась исключительно негативно (не делает, не убирает, не учится и т.п.). Елена, заботящаяся (в традиционном понимании) о детях мать, относилась без критики к своим действиям, рационально объясняя их «необходимостью».
Жестокое обращение с детьми в семье: причины и поводы
Личная история родителей. Жестокое обращение с ребенком может быть обусловлено личностными особенностями и семейной историей родителей. Многие взрослые, проявляющие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению. «Я не считаю, что шлепнуть ребенка за проступок – физическое насилие, – утверждает 45-летняя Евгения. – Меня родители воспитывали ремнем, точно хуже я от этого не стала. Насилие – это когда избивают до синяков и ссадин, насилуют, не кормят, выкидывают на улицу».
«Он только так что-то понимает», «Его побьешь – он как шелковый», «Что из него вырастет, если он сейчас…». Родители, оправдывая таким образом свою жестокость, часто вытесняют из памяти свои детские переживания по поводу телесных наказаний, декларируют их эффективность для себя. Физическое насилие над детьми возможно и в тех семьях, где мать или отец, в детстве страдавшие от жестокости, хотят общаться с ребенком по-другому. Взрослый действует по принципу: «Мои родители постоянно наказывали меня ремнем, я своих детей никогда не буду бить». Но в этом случае родители подавляют естественные негативные эмоции, которые возникают во взаимодействии с детьми, считают их недопустимыми. Накопление этих переживаний может приводить к редким, но неконтролируемым вспышкам агрессии. Возникающие по разным причинам семейные стрессы (развод, потеря работы, резкое ухудшение здоровья одного из родителей) могут спровоцировать насилие над ребенком. Например, постоянно находящаяся в напряжении, стрессе мать легко «срывается» на ребенка за незначительный проступок. Возможно и влияние социальных стереотипов: культ силового метода решения проблем, убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания.
Физические наказания основаны на страхе, а не на осознании ребенком своего поведения, поэтому с их помощью нельзя достичь устойчивых позитивных изменений в поведении; при этом в будущем они всегда приводят к нарушению эмоциональных отношений с родителями, снижению самооценки ребенка. Постоянно испытывая негативные эмоции – страх, тревогу, растерянность, беспокойство, – ребенок может отставать в психофизическом развитии, у него появляются расстройства сна, аппетита, повышенная тревожность. Невозможность контролировать естественные физиологические отправления, различные тики, ночные страхи – частые последствия применения родителями физических мер наказания. Физическое насилие, имеющее систематический характер, влияет на особенности психического состояния и поведения ребенка: возникает боязнь физического контакта со взрослыми, плаксивость; ребенок переживает одиночество, отсутствие друзей; отмечается раздражительное поведение, негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными, суицидальные попытки. Что касается подростков, то они склонны к протестным реакциям на физические наказания родителей, для них типичны уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях.
Наконец, любое физическое наказание приводит к тому, что у ребенка складываются соответствующие представления об окружающем мире, о принципах взаимоотношений близких людей между собой. В зависимости от тех выводов, которые он делает на основании поведения родителей, формируются и его дальнейшие стереотипы поведения:
• Люди, которые вас больше всего любят, – это те, которые вас бьют (формируется стереотип поведения «вечной жертвы»).
• У вас есть право бить других членов семьи и тех, кто слабее (формируется характер обидчика, агрессора).
• Можно применять физическую силу по отношению к другим, чтобы добиться своего, когда другие методы не действуют.
Если не бить, то что делать?
У родителей есть множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Когда взаимодействие оказывается неэффективным, стоит попытаться понять, с чем это связано. Проанализируйте ситуацию и найдите причину или причины такого поведения ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими и не старайтесь применять «чужих» методов воспитания, ведь ваш ребенок – личность, и к нему нужен индивидуальный подход.
Ребенок не обязан быть идеальным. Можно обсуждать с ним вопросы семейных ценностей, приоритетов в жизни, причины его поступков, но не требуйте идеально следовать вашим представлениям о жизни. Расширьте вместе диапазон поощрительных и ограничительных мер. Вы можете вместе с ребенком определить ограничительные меры – ограничение пользования интернетом, просмотра видео и т.п., если ребенок слишком увлекается ими в ущерб школьным заданиям. Причем не скупитесь на поощрительные меры, включающие совместное времяпрепровождение, – походы, выходы в кино, игры. Старайтесь увлекать детей играми, совместными занятиями, обсуждением просмотренных вместе фильмов и прочитанных вместе книг. Чаще общайтесь с ребенком на интересующие его темы, а не только на тему успеваемости в школе. Любите его безусловно, невзирая на провинности и плохие оценки. Плохие оценки в школе – вовсе не показатель дальнейшей успешности личности.
Будьте внимательны к поведению ребенка. Обсуждайте с ним мотивы его поведения. Поддерживайте развитие его позитивных качеств и способностей. Замечайте положительные изменения, обязательно акцентируйте на этом внимание. Помогите подростку найти ту область, в которой он может достичь успеха и продвигаться к определенной цели, для него это очень важно – почувствовать воодушевление от успеха, поверить в себя. «Мой сын писал диктанты по русскому языку на двойки, с двадцатью ошибками на странице, – рассказывает 34-летняя Анна. – С ним начал дополнительно заниматься другой учитель, вне школы. Следующий диктант ребенок написал уже с десятью ошибками и получил… ту же двойку, хотя его успешность увеличилась вдвое. Только благодаря тому, что сын параллельно занимался с психологом, он не потерял надежду. Через полгода у него в диктанте было всего четыре ошибки, но ему опять поставили двойку! Школьный учитель вообще не заметил никакого прогресса…»
Будьте честны и искренни с подростком, но при этом избегайте грубых, оценочных суждений, поддерживайте его в неудачах. Если подросток откровенен с вами – дорожите этим, не используйте его откровенность в своих целях. Не открывайте другим ваших общих секретов.
Следите за тем, как вы разговариваете с подростком: приказные интонации, раздражение, агрессия, грубость вызывают у него сопротивление. Ваш тон должен быть дружественным, уважительным и спокойным, как с равным, взрослым, ответственным человеком. Подростки очень болезненно реагируют на шутки, подколы, особенно когда это касается их чувств, – не умаляйте их значение, не отзывайтесь пренебрежительно, не допускайте циничности и пошлости в оценке отношений подростков, первой влюбленности, уважайте их чувства. Не требуйте прекращения отношений, а постарайтесь быть мудрым советчиком, тогда вы сможете всегда повлиять на поведение своего ребенка. А вот ваша категоричность может только спровоцировать необдуманные шаги со стороны подростков.
Подросток вправе самостоятельно принимать решения, вы можете только помочь ему разобраться в ситуации. Ответственность за выбор должна быть отдана ему, не принимайте решение за него, только так подросток научится контролировать свои поступки и держать за них ответ. Чем раньше вы начнете использовать такую тактику, тем легче будут последствия неправильно принятых ребенком решений. С каждой своей ошибкой ребенок взрослеет и учится большей ответственности. Ваша задача – быть рядом, чтобы вместе порадоваться успеху или поддержать, если его ошибочное решение привело к переживаниям, болезненным последствиям.
Читайте также: Юлия Гиппенрейтер: «Дети будут нам доверять, если мы будем вести себя благородно»
Цифры
«46% опрошенных в детстве подвергались физическому наказанию; 51,8% современных родителей прибегали к физическому наказанию в воспитательных целях (из них 31,4% – редко, 17,8% иногда, 1,8% – часто)*.
Более 20 тыс. преступлений насильственного характера в отношении несовершеннолетних совершено в квартирах и частных домах. 4000 преступлений данного вида совершены взрослыми лицами в отношении сыновей и дочерей»**.
* Исследование «Семья и родительство в современной России», выполненное Институтом социологии РАН по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2009 год.
** По данным Государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации», подготовленного Министерством здравоохранения и социального развития РФ, 17 ноября 2011 года.
Что такое телесные наказания?
Мы привыкли воспринимать в качестве насилия только крайние факты жестокого обращения с детьми, когда в результате действий или бездействия родителей возникают явные последствия – психические нарушения у ребенка, физические травмы, осложненные заболевания, вызванные ненадлежащим уходом, и т.д. Между тем одно из определений телесного наказания, данного в материалах программы «Строим Европу для детей и вместе с детьми»*, – любое предпринятое с целью наказания ребенка действие, которое, будучи совершено в отношении взрослого человека, рассматривалось бы как противоправное нападение. С развитием, гуманизацией общества границы допустимого обращения с ребенком претерпели значительные изменения. Сегодня жестоким обращением с ребенком принято считать все многообразие действий (и бездействия) со стороны взрослых, обязанных заботиться и опекать его, которые наносят вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.
По состоянию на март 2007 года телесные наказания в отношении детей законодательно запрещены в Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, на Кипре, в Латвии, Нидерландах, Норвегии, Румынии, Финляндии, Хорватии и Швеции. «Большинство государств – членов Совета Европы ныне приняли на себя обязательство запретить телесные наказания в отношении детей, – говорил Томас Хаммарберг, комиссар Совета Европы по правам человека в 2006–2012 годах. – Полный запрет законодательным путем был установлен 18 государствами-членами, и по крайней мере шесть других публично заявили о своем намерении сделать это в ближайшем будущем. Если эти правительства выполнят свое обязательство, то Европа пройдет больше половины пути к всеобщему запрету». **
В российском законодательстве (Семейном кодексе РФ) также определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. Ребенок рассматривается как самостоятельный субъект, а не как зависимый объект «родительской власти». Но эти изменения законодательства не подкреплены механизмами реализации – у нас не обеспечены способы и не описаны границы возможного вмешательства в семью, поэтому эти нормы очень настороженно воспринимаются обществом.