Есть еще паевые инвестиционные фонды – ПИФы. По идее, они и должны были создавать новый класс – рантье, то есть людей, которые живут на проценты от своего капитала. Размер дохода с паевого фонда это позволяет сделать – он давал до 20–25 процентов с начального капитала ежегодно. Тогда как депозиты не более 9 процентов – примерно на уровне инфляции.
Но после мирового кризиса большинство фондов прекратило работу, а общая доля средств, вложенных в ПИФы, сегодня составляет менее 10 миллиардов тенге. Это мизер по сравнению с другими секторами финансового рынка: например, только депозитов в коммерческих банках накоплено 11 триллионов тенге.
Фондового рынка Казахстана для обычных граждан, по сути, нет – там правят министерство финансов и Единый пенсионный фонд: первое продает, а второй активно покупает государственные облигации.
Формально есть еще один путь инвестировать пусть небольшие, но свои деньги в бизнес. Соглашение о создании ЕАЭС предполагает свободное перемещение не только людей и товаров, но и капиталов. Следовательно, любой гражданин Казахстан вправе открыть счет в любой российской или белорусской инвестиционной компании и пользоваться всеми выгодами их финансовых рынков. Правда, реальный развитой рынок есть только в России.
По итогам конца 2014 – начала 2015 годов большинство ПИФов России получили убыток. Оно и понятно: санкции, падение курса рубля и цен на нефть. Но экономика страны начинает привыкать к слабому рублю, за счет этого растет потребление, а значит, и производство. Все это говорит о том, что завтра экономика России будет расти более активно, чем в прошлые годы. Следовательно, сводные деньги будут в цене, а это возможность заработать.
В России сегодня работает 380 ПИФов. Их доходность скачет от 1 до 50 процентов. Цена пая чаще всего составляет 10–30 тысяч рублей.
Правда, есть большое НО. Для покупки пая казахстанцу необходимо иметь открытый корреспондентский счет в любом российском коммерческом банке. Дело в том, что все платежи принимаются исключительно денежным переводом через счета.
В зависимости от статуса пайщика, налог на прибыль от инвестиций в паевые фонды может быть разным. Если это юридическое лицо, то он составляет около 24 процентов, физическое лицо – нерезидент (а казахстанцы остаются нерезидентами в России) – 30 процентов. При этом налог снимается сразу же в момент продажи пая. Именно в этом и вся загвоздка. Управляющая компания сама является агентом при просмотре вида инвестирования. Поэтому избежать уплаты не удастся.
Если нет желания “играть” на рынке, то есть возможность просто положить деньги в банк. Лучше – в белорусский. Доходность депозитов в Беларуси в среднем достигает 50 процентов годовых, а при сроке вклада 2 года – 130 процентов. С учетом капитализации процентов. Причем это предлагают крупнейшие банки страны. Смутить инвестора может другой момент: такую доходность можно получить лишь в белорусских рублях. А белорусский “зайчик” – валюта не очень устойчивая и планомерно падает в цене.
Впрочем, благодаря плановой экономике Минска можно примерно рассчитать, какой будет курс “зайчика” через полгода-год. В итоге даже на банковском депозите можно заработать более 20 процентов дохода.
Алматы