Общие тюркские корни привели в южную столицу Казахстана самобытных музыкантов с разных концов света. Гости прибыли не только из стран СНГ, но и из Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов. Оказывается, там знают и изучают тюркскую культуру. А объединяющей темой стал “феномен звука в традиционном культурном наследии тюркоязычного мира”.
Международный совет по традиционной музыке (ICTM) – это неправительственная организация, находящаяся в официальных консультативных связях с ЮНЕСКО. Основная сфера его деятельности – исследование, документирование, сохранение и развитие традиционных музыки и танца в разных странах мира. Всего при ICTM действует около 20 исследовательских групп по разным направлениям современной этномузыковедческой науки. Помимо группы “Музыка тюркоязычного мира”, созданной в 2006 году, в совете действуют также группа “Макам”, изучающая мугамную культуру иранской, арабской, азербайджанской и турецкой традиции, группа этнохореологии, занимающаяся народными танцами, группа древних народных музыкальных инструментов, группа, изучающая музыку по принадлежности ее к мужскому и женскому роду (!). В общем, нет предела человеческой фантазии…
Как рассказал генеральный секретарь Международной организации тюркской культуры ТЮРКСОЙ Дюсен КАСЕИНОВ, зачастую, осваивая великую мировую классику, мы упускаем корни своей национальной культуры, приближаем ее к лубочному, упрощенному пониманию. Но известно, что если народ забывает истоки своей культуры, то он начинает существовать как бы наполовину, а если забывает свой язык, то исчезает полностью…
– Потому и занимаемся мы, по мнению неискушенных критиков, этим не очень перспективным делом, издаем книги о тюркской музыке, ставим спектакли и оперы тюркских композиторов, участвуем в международных симпозиумах, посвященных нашим истокам. Ведь дословно “ТЮРКСОЙ” означает “тюркские корни”, – отмечает он. – В свое время, когда в нашей консерватории не было кадров, которые бы учили традиционному исполнительству, наш ректор, на тот момент им был композитор Еркегали Рахмадиев, приглашал аксакалов без образования преподавать азы древних традиций студентам нашей консерватории. И так, к примеру, мы вернули к жизни исполнительство на древнем казахском музыкальном инструменте кылкобызе. А потом, когда ректором уже стал я, мы создали кафедру народного пения различных школ всего Казахстана. Приглашали виртуозов традиционного казахского пения, которые не оканчивали никаких консерваторий. За что получили большое количество нареканий. И тогда у нас образовалась свое-образная новая целина, вскрывшая пласты древней казахской музыки. И вот, посмотрите, какого уровня сейчас достигли наши музыканты-народники здесь, в стенах консерватории, где звучат Бах, Бетховен, Чайковский, Малер, Вагнер, которые в свое время тоже подтягивали свою национальную музыку. Ведь высокая культура должна быть в любом деле.
Три дня в Алматы народные тюркские музыканты поражали слушателей виртуозным исполнительским мастерством, изощренными техниками звукоизвлечения и талантливыми партитурами своих музыкальных композиций. На фоне труб величественного органа в зале консерватории звучали импровизации казахских и киргизских кюев, игривые тувинские наигрыши на удивительных инструментах фольклорного ансамбля “Дынгылдай”, барабанный бой, сопровождавший витиеватые уйгурские напевы. Изрядно повеселил зал своеобразный инструментальный айтыс (соревнование) киргизского комызши Закирбека Дуйсенбекулы и казахского домбриста Ержана Жаменкеева. Но самые бурные аплодисменты сорвал американец, живущий в Тыве, женившийся на тывинке и ставший ныне отцом шестерых детей, влюбленный в тывинское горловое пение Шон Патрик Куирк – бакалавр Центра развития тывинской традиционной культуры России.