«Қазақлық» — это вольный образ жизни, а по сути — природное состояние Великой Степи. Как он зарождался, эволюционировал, достиг своего пика и… ушел в прошлое. Почему эпоха и Казахского Ханства, и «қазақлық» закончились одновременно?
Эпоха бронзового века
Ученый из Канады Джу-Юп Ли, автор труда “Казаклык и образование казахов. Государство и идентичность в постмонгольской Центральной Евразии”, определяет «қазақлық» как период политического кочевания, и/или ведение вольной жизни (то же самое, что на русском языке — казачество, казакование). Казахстанский исследователь, писатель, художник-реконструктор Данияр Байдаралин представил свою точку зрения на то, какую роль сыграл «қазақлық» в истории кочевой цивилизации.
— Точное значение термина «қазақлық» до сих пор неясно. По мнению знаменитого исследователя Бартольда В.В., слово «қазақ» впервые упоминается в источниках в IX-XV веках и означает «разбойник», «мятежник», «авантюрист», — повествует Данияр Байдаралин. — Во времена Тимуридов слово «қазақ» использовалось для обозначения смелых и бескомпромиссных претендентов на престол законного правителя. Иногда именем «қазақ» называли часть народа, отделившуюся от законного правителя. Таким образом, часть кочевых узбеков, вышедших из-под власти Абулхаира Шайбани хана, вошла в историю сначала как «узбеки-казахи», а затем просто как «казахи». Таким образом, определение «қазақ» перешло в название всей нации. Подобные взгляды широко распространены в современной зарубежной и отечественной истории (Темиргалиев Р., Joo Yup Lee). Согласно этому распространенному мнению, в узком определении «қазақлық» «появился только в средние века», при этом некий народ или его часть «отошли от законного правителя» и были «во временном состоянии свободы». Но, на мой взгляд, это определение не в полной мере отражает значение слова «қазақ».
На мой взгляд, в действительности первый акт «қазақлықа» произошел в эпоху бронзы. Разумеется, никаких доказательств этому не сохранилось.
Когда появились слова «қазақ, қазақлық», пока неизвестно. Но, по логике вещей, появление кочевого образа жизни с самого начала совпало с духом и психологией «Қазақлықа».
По мнению современных историков, именно в это время в северо-западной части Великой Евразийской степи (Западный, Центральный и Северный Казахстан, Южная Россия, Украина, Восточная Европа) появились первые кочевые племена (6-4 тыс. лет назад, или 4-2 тысячелетия до н.э.). Первые кочевники были связаны с культурами Ботай, Аркайым, Сынтасты (Синташта). Они покинули свои древние города и фермы, вышли на просторы Степи, и обратились в кочевое скотоводство. Этот факт ярко отражает дух настоящего «қазақлықа». Как известно, первые кочевники бронзового века отказались от привычной оседлой жизни и смело отправились в неведомый новый путь. С тех пор и возникла Евразийская кочевая цивилизация (далее — ЕКЦ), в сердце которой с самого начала была заложена модальность «қазақлық».
Затем, во всей четырехтысячелетней истории ЕКЦ и вплоть до ее упадка, судьба кочевников была полна духа «қазақлық». Кочевой образ жизни бронзового века развился в совершенно новый технологический уклад в начале раннего железного века (РЖВ — 1-е тысячелетие до н.э.). В это время проявились традиционные черты всего ЕКЦ: развитое кочевое животноводческое хозяйство, новые технологии (колеса, колесный транспорт, юрты и др.), кочевые боевые искусства (бесқару), вольный степной характер (кочевой менталитет). У кочевников РЖВ (киммерийцы, скифо-сакские племена, юэчжи, сарматы) проявились признаки раннекочевых государств, в том числе родоплеменной государственный аппарат, система письменности, делопроизводство, профессиональное войско, сословное общество (цари, аристократия — ақсүйек, духовенство, батыры — рыцарство, племенное ополчение, рабы).
Но кочевые общества того времени еще полностью не утратили своего «қазақлықа». Например, наиболее распространенной политической структурой в РЖВ является кочевая конфедерация (киммерийцы, скифы, сарматы, саки).
Устройство кочевой конфедерации было относительно простым. Конфедерации состояли из свободных племен. У каждого племени были свои правители (цари), либо «ақсүйек».
После вхождения в такую конфедерацию свободные племена принимали совместные решения на общем съезде (құрултай).Таким образом, при ранних конфедерациях и на пути к становлению будущих каганатов кочевой народ еще не утратил «духа қазақлықа» и не порвал связь с первоначальным кочевым образом жизни.
Эпоха Каганатов
— На рубеже тысячелетий наблюдается новая тенденция к централизации власти в ЕКЦ. Например, политическое устройство государства Уйсун (со II в. до н.э.) основывалось на правлении күнбека (күнбей, гуньмо). В этой стране были Великий кунбек и Младший кунбек. Младший кунбек выбирался из сыновей или близких родственников Великого кунбека и мог управлять только одной территорией. Родовая знать (беи или беки) подчинялась кунбекам, — продолжает Данияр Байдаралин. — Еще дальше пошли современники уйсуней, племена гуннов (хунну, сюнну). Они создали первое кочевое государство типа империи. Модэ-каган (шаньюй) убил своего отца и вступил во власть над гуннами. С тех пор централизованная власть вступила в полную силу в государстве гуннов. Модэ-каган покорил многие соседние народы и построил большую империю. Ее особенность заключалась в том, что вместо свободной племенной конфедерации это было государство, разделенное на три территориальные зоны. И в отличие от конфедерации (каждое племя имеет свою аристократию или царя) в государстве гуннов этими областями управляли только дети или близкие родственники кагана-шаньюя. Мы называем такую политическую структуру «вертикалью власти», в то время как кочевая конфедерация больше напоминала «сетевую систему». "Неономады спасут мир": для чего человечеству советуют перейти на кочевое скотоводство
После государства гуннов возникло много других импероподобных каганатов. Среди них каганаты санби, жужан, аваров, хазаров, карлуков, кимаков, огузов, уйгуров, кыргызов и пр. Наиболее известными были гигантский Тюркский каганат, за ним следуют Западно-Тюркский, Восточно-Тюркский, и прочие каганаты. Во всех каганатах статус представителей кагана был выше, чем родоплеменной аристократии. Таким образом, продолжилась традиция «вертикали власти» и централизованного правления. Поэтому принцип «қазақлық» в каганатах часто не соблюдался.
Молодой Чингисхан тоже «казаковал»
— Многочисленные кыпчакские племена, жившие в гигантской Дешти-Кыпчакской степи в IX-XIII вв., не стали образовать империю-каганат. Их государственная форма – кочевая конфедерация. У каждого племени был свой хан, но над ними не было ни одного кагана. Политический статус родоплеменной аристократии был намного выше. Можно сказать, что Кыпчаки снова вернулись в «қазақлық». До IX века они подчинялись Кимакскому каганату. И после того, как они «отказаковались» — то есть вышли из-под власти кимаков, они не образовали собственного каганата — вместо этого они жили вначале как Қазақлық-конфедерация. Лишь в XI-XIII веках Кыпчакское государство окрепло и утратило свои позиции «қазақлықа». В то время уже шел процесс централизации власти. Но до полного каганата кыпчаки дойти не успели. Потому что в это время вступил в силу очередной новый гигантский каганат — империя Чингисхана.
К востоку от Дешти-Кыпчака, в районе современной Монголии, несколько кочевых племен (найманы, кереиты, меркиты, жалайры, коныраты, татары, кияты и др.) объединились и начали строить новую империю.
Новым каганом стал их предводитель — Темужин. Но он не был «обычным» каганом — ему дали новый особый титул «Чингисхан», потому что он был сверх-каганом. В молодости Чингисхан тоже много лет провел в «қазақлыке». После убийства своего знаменитого отца Есугея он попал в тяжелую ситуацию, много страдал и даже попал в плен. В то время было период беззакония в Восточной Степи. Племена и роды бесконечно воевали друг с другом, и кровопролитие вошло в привычку. Именно поэтому Темужин пошел войной на такой беззаконный вариант «қазақлықа» и пытался объединить всю страну. С этой целью он ввел «железную дисциплину» и установил верховенство закона в своей империи.
Таким образом, со своим народом, объединенным «железной рукой», он покорил все соседние кочевые и оседлые народы. В каждой из присоединенных стран он установил главенство закона. После чего в Великой Степи наступило время мира, законности и благоденствия. Но этот успех длился недолго. Потомки Чингисхана рассорились друг с другом из-за власти, и вся империя начала распадаться. Начала возвращаться эпоха хаоса и беззакония.
Несостоявшийся проект Джамуха-Курхана
В ранние годы правления Чингисхана произошли еще очень интересные и знаковые события. Когда Темужин еще не был Чингисханом, его сопровождал побратим (анда) по имени Джамуха. Вместе они совершили немало героических подвигов. Они помогали друг другу во многих различных битвах. Их совместные усилия по «объединению нашего народа, по прекращению междоусобицы» придавали им силы. Но они не сошлись во мнении, как именно объединить людей. По мнению Чингисхана, народ нуждался в следующих реформах: прямое каганское правление, неограниченная власть главы государства, ограничение свободы родовой знати, единый общий закон, регулярная армия, единое налогообложение, централизация. Он превратился в настоящего полноценного, радикального «кагана-имперца».
Джамуха же поддерживал народное самоуправление, веру в родовую аристократию, ограниченную власть верховного хана, традиционную кочевую демократию. Итак, однажды они поссорились друг с другом и стали идеологическими врагами. У Джамухи тоже было много сторонников. В отличие от Темужина, жаждущего власти, он был умеренным сторонником старых традиций Великой Степи, с истинным мироощущением «қазақлықа», и достойным кандидатом от народа. Он даже был избран «курханом» частью населения на курултае. Титул «курхан» (Құрхан, Гурхан) они взяли от должности главы государства в старом Каракитайском государстве.
В государстве киданей свободные кочевые каракиданские племена объединились в конфедерацию под властью курхана.
Значение титула «курхан» — «құр + хан», или «хан кұра». Слово «құр» образовано от корня слова «кұру», что означает «собрание», «құрултай», «объединение». Таким образом, «курхан» означает хан свободного народа.
По этой причине проект Джамуха-курхана был настоящей «қазақлық»-альтернативой «проекту Чингисхана». Однако «имперский» проект Чингисхана победил, и мир забыл о «проекте Джамухи». А ведь если бы победил Джамуха, история всего мира была бы совсем другой.
Казахское ханство
— Империя Чингисхана просуществовала недолго. Его внуки перессорились друг с другом, а регионы и территории их обширной империи стали отдельными и независимыми государствами. Сперва она распалась на крупные части: Улус Джучи (Золотая Орда), Чагатайское, Хубилайское (династия Юань — Китай) и Хулагуидское (Ельханиды-Иран) ханства. Затем улус Джучи-хана был разделен на Казанское, Сибирское, Астраханское, Крымское и Казахское ханства, а также Великую и Ногайскую орды, и параллельно в Восточной Степи появились Монгольское и Ойратское государства. Почти всеми этими государствами правили либо потомки Чингисхана (төре), либо их беклер-беки (верховные беки). Но они не смогли остановить распад империи. Великая Степь, «уставшая» от имперского устройства, возвращалась к своему природному состоянию «қазақлық», — резюмирует Данияр Байдаралин. — Из всех ханств и орд ближе всего к «қазақлықу» было Казахское ханство, основанное в XV веке. Хотя в Казахском ханстве и были төре, но кочевой народ их лишь терпел, и они не пользовались большим уважением. Казахские төре (за исключением ряда сильных ханов) всегда были слабыми и имели низкий статус по сравнению с ойратскими, монгольскими, крымскими и казанскими төре. Казахские степняки весьма неохотно подчинялись им лишь во время крупных войн (например, в казахско-джунгарских войнах), а как только такие войны заканчивались, быстро ускользали от их власти.
«Қазақлық» казахов имел свои особенности. С одной стороны, это была настоящая, древняя, кочевая вольница — «қазақлық». Племена, вышедшие из-под жесткого правления Абулхаир-хана Шайбани, избирали своих ханов напрямую. С другой стороны, в Казахском Ханстве сохранились и остатки «Проекта Чингисхана», то есть верховенство (хотя и условное) ханской власти над родовой аристократией, старое законодательство Золотой Орды и прочие характеристики.
Таким образом, Казахское ханство было последним государством ЕКЦ с принципом «қазақлық» в своей основе. Его современники — Джунгаро-Ойратская империя и Калмыцкое ханство на Волге — были очень близки к модели старого «проекта Чингисхана»: сильная ханская власть, строгая дисциплина, централизованный государственный аппарат и экономика, общий закон и т. д. «Қазақлық» же народа Казахского ханства был настолько хорошо известен, что в истории определение «қазақ» стало национальным названием народа.
Естественным близнецом, современником и соперником Казахского ханства являлось восточноевропейское казачество. Его появление на мировой арене в XVI веке и значение его имени очень близки к Казахскому ханству. Значение слова «казак» — «свободный, независимый, вольный» — соответствует значению «Қазақлық» и «қазақ». Даже история казачества немного похожа на казахскую. Первые казаки ушли в открытую Восточноевропейскую Степь, где стали формировать свои протогосударства, типа Сечь или Кош (Көш). В Сечь-Кош могли входить только мужчины, и все они были членами сечевого войска. Как и ханы у казахов, их правители «атаманы» (атаман = ата+мын) назначались через прямые выборы. Экономическое, политическое и социальное устройство Сечи соответствовали принципам «Қазақлықа». Таким образом, понятия «қазақ» и «казак» имеют одни и те же исторические корни, а потому сходство между ними столь очевидно.
Закат «қазақлық»
— Таким образом, «Қазақлық» впервые появился на свет одновременно с ЕКЦ в Великой Евразийской Степи. И одновременно же с кочевой цивилизацией пришел в упадок и исчез, — подытожил исследователь. — ЕКЦ была самой развитой цивилизацией в мире на протяжении тысячелетий. Потому что кочевой образ жизни был очень удобен для обмена технологиями, религиями, культур и других отношений — его длинные маршруты и коммуникации (Шелковый путь) открывали пути для широкого трансфера разнообразных знаний. Таким образом, ЕКЦ оказала прямое влияние на всю всадническую культуру Афро-Евразии и связанные с ней технологии. Приручение диких лошадей и верблюдов, конское снаряжение, колесо и колесный транспорт, штаны, рукавная одежда, верхняя одежда, сапоги, носки, головные уборы степного типа, юрты и т.д. — все эти технологии были впервые изобретены кочевниками в Великой Евразийской Степи и далее широко распространены среди соседних оседлых народов.
Однако к историческому Новому Времени великая ЕКЦ «устала» и стала проигрывать оседлым цивилизациям в гонке, которая длилась все эти тысячелетия. Передовые техногенно-индустриальные оседлые народы покоряли и завоевывали кочевую цивилизацию. В частности, значительное влияние на судьбу ЕКЦ оказало появление и широкое применение порохового оружия. Ружья, пистолеты и пушки преобладали над традиционным кочевым боевым комплексом «бесқару». Кочевые государства одно за одним проигрывали прогрессу. Примерно в одно время последние кочевые государства — Джунгарское, Калмыцкое, Казахское, Монгольское (Алтын-хан) ханства и казачество были поглощены соседними оседлыми державами. К Китаю отошли Джунгарское и Монгольское ханства, а к России — Калмыцкое, Казахское ханства и казачество. Таким образом, традиция «Қазақлық», процветавшая тысячелетиями, словно сошла с исторической сцены. Ученый по-новому объяснил происхождение казахов
Но в Великой Евразийской степи река истории течет циклично. В свое время в силу природных условий оседлые племена бронзового века перешли к кочевому «қазақлықу». По некоторым данным, эти события были ответом на длительную засуху того времени. После падения продуктивности оседлого земледелия люди стали искать новые способы жизни — и изобрели кочевое животноводство. И сегодня история может повториться снова. Казахстан и Центральная Азия переживают сильнейшую многодесятилетнюю засуху. Она похожа ну ту засуху в бронзовом веке. В будущем существует риск возникновения угрозы продовольственной безопасности в этом районе. Великая Степь снова испытывает людей. Как казахстанцы ответят на этот вызов времени? Если опять повторятся те же обстоятельства, не захотят ли потомки бывших кочевников вернуться к кочевому животноводству и «қазақлықу»?
Алматы