На портале Аdyrna.kz опубликована заметка казахстанского журналиста Рустема Ашетаева о необходимости принятия мер против российского движения НОД.
По словам автора, необходимо обратиться с требованием к ООН о признании российского движения НОД террористско-экстремистской организацией.
«Если данное требование будет удовлетворено, то правительство России, поддержав это движение, окажется в немилости у стран ООН. Также как страна, поддерживающая террористов, подвергнется обратной реакции союзных государств, связанных различными соглашениями. Поэтому они гораздо тщательнее будут обдумывать, прежде чем принять такое решение», ― заявил автор.
Напомним, скандальное высказывание российского депутата Вячеслава Никонова о том, что Северный Казахстан — это подарок России, вызвало широчайший резонанс в Казахстане в декабре прошлого года. Вскоре Никонов якобы извинился за свои слова, и на манеж вышел более яркий персонаж — известный российский политик и координатор политического объединения "Национально-освободительное движение" Евгений Федоров, чья фигура вызывает неподдельный интерес у казахстанской общественности и по сей день.
Но чем вызван этот неугасаемый интерес и как долго фамилия господина Федорова будет упоминаться в заголовках отечественных изданий? Насколько рациональным и эффективным может быть предложение журналиста Ашетаева о принятии мер против НОД и стоит ли вообще уделять этому вопросу значительное внимание? Своим мнением касательно этого с корреспондентом медиа-портала Caravan.kz поделился отечественный эксперт, общественный деятель и лидер казахстанских интернационалистов Бахытжан Копбаев.
— Бахытжан Конысбаевич, прежде чем говорить конкретно на тему НОД, хотелось бы вспомнить то, с чего все началось, а именно: скандальные высказывания российских депутатов касательно северных территорий Казахстана. Не могли бы вы вкратце описать свою позицию касательно всей этой истории?
— Мы (казахстанские интернационалисты) знаем Федорова уже 12 лет. Это довольно мерзкий тип и пропагандист, который представляет белогвардейскую линию. С учетом того, что мы – интернационалисты Казахстана – в основной своей массе представляем левые социалистические взгляды, мы были изначально против него.
В течение этих 12 лет он проводит провокации не только в отношении Казахстана, но и других постсоветских стран, и даже внутри России. Кстати, это именно он имел отношение к уголовному преследованию и аресту одного из лидеров российских социалистов, дипломата и историка Николая Платошкина. Это он пытался внести разлад между левыми патриотическими силами России. И при всем этом он не скрывал, что является сторонником белогвардейских взглядов. Но стоит отметить, что за эти годы Федорову наносили тяжелейшие моральные увечья и российские социалисты и коммунисты, в том числе историки Спицын и Платошкин, журналист Максим Шевченко и господин Цуканов, примкнувший к левым силам. В России с ним боролись местные прогрессивные силы, представляющие левый социалистический фронт. Против него также выступали и коммунисты под началом Зюганова.
Все эти 12 лет националисты в нашей стране смеялись над левыми российскими силами, что они борются с этим господином. Но это было удобно всем националистам, и никто никогда не выражал возмущения, когда Федоров вскользь бросал подобные вещи в адрес Казахстана. В этой своей ипостаси Федоров был очень удобен для наших националистов, особенно когда он делал свои выпады против советской власти. Наши патриоты проснулись лишь тогда, когда слова этого российского националиста и белогвардейца задели их чувства. Мы же в свою очередь следим за ним очень давно. И я сразу же сказал, что он — мерзавец, был им, им же и остался.
— Как долго, по-вашему, этот инцидент будет обсуждаться на страницах СМИ? И оставит ли он значительный осадок как в казахстанско-российских отношениях, так и на внутренних моментах в нашей стране?
— К дружественной межгосударственной связи Казахстана и России эта история не имеет никакого отношения. Да, мы осудили эти громкие высказывания, но почему-то мы не реагировали на того же Жириновского, который столько времени говорил примерно об этом же. Я думаю, что очень скоро этот инцидент утихнет.
— Вернемся непосредственно к нашей теме: Рустем Ашетаев заявил о необходимости принятия мер против российского движения НОД. По его словам, необходимо обратиться с требованием к ООН о признании российского движения НОД террористско-экстремистской организацией. Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения?
— Я не разделяю позицию, описанную Ашетаевым. А почему бы нам не обратиться в межпланетные организации? Я знаю Рустема Ашетаева достаточно давно, он неплохой человек, мы регулярно общаемся, но поднятый им вопрос, так скажем, вне его поля зрения. Я не согласен с его мнением на этот счет, поскольку данное предложение вообще не имеет никакого рационального зерна.
Во-первых, в ООН никто не рассмотрит подобную идею. Во-вторых, террористическо-экстремистскую деятельность организации НОД нужно еще доказать. На словах можно говорить все что угодно, но те, кто высказывается на своих страницах в соцсетях, ведь не представляют МИД Казахстана. Слова местных активистов — это зачастую своего рода хайпожорство.
Сейчас нацпатриоты говорят, мол, если ты не осуждаешь Федорова, значит, ты не патриот. Да плевать я хотел. Мы 12 лет его осуждали, а эти же нацпатриоты, засунув язык в одно место, сидели тихо и радовались, хлопая в ладоши. В Интернете, а именно в соцсетях можно написать все что угодно, это личное мнение каждого. У нас свобода самовыражения, тем более националистического взгляда.
И, конечно, я не поддерживаю НОД, потому что подобные организации наносят ощутимый урон левым социалистическим движениям России, которые являются союзниками казахстанских интернационалистов. Я не думаю, что Федоров с этим вопросом прямо кинется в Казахстан захватывать нашу территорию. Это простой политический популизм. Недавно на этом фоне в Эстонии депутаты и законодатели выдвинули идею о присоединении к России. По нашим меркам, это политическое самоубийство. Но в цивилизованной Европе такие вопросы поднимаются, и народ осознает, что это обыкновенный политический популизм. Сепаратизмом здесь и не пахнет.
— Как мы знаем, громкая информация о том, что в Казахстане действует организация "Национально-освободительное движение" (НОД), целью которой является "уничтожение независимости Казахстана", оказалась фейком. Стоит ли в таком случае казахстанскому обществу опасаться и вообще обращать внимание на деятельность данной организации?
— Конечно, это было фейком. И нужно быть идиотом, чтобы в это поверить. Таких людей, которые претендуют на территорию Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Китая и России хватает и в казахстанском интернет-сегменте, — их десятки тысяч. И что, на каждого обращать внимание?
На этом фоне я осуждаю высказывания некоторых наших политиков и то, какие неграмотные ответы они делали на заявление Никонова. Было видно, что это не ответы высокопоставленных политиков, а скорее какая-то месть в националистическом жанре. А когда они набросились на деда Никонова – Вячеслава Молотова, я пришел в недоумение.
Многие казахстанцы не знают, но я, как историк, могу с уверенностью заявить, что Молотов – это замечательный человек. Оставался бы Молотов министром иностранных дел, если бы его не сместил Хрущев, то не было бы Карибского кризиса. Молотов с 1930 года до начала войны был председателем правительства Советского Союза, и все успехи в предвоенные годы – непосредственно его заслуга. Это он поднимал всю экономику Союза и стал мощным политическим игроком. И благодаря ему, благодаря его таланту внешнеполитического дипломата Советскому Союзу в какой-то степени удалось отодвинуть эту войну на некоторое время, а в дальнейшем и победить в ней.
На мой взгляд, бросать грязь в адрес Молотова со стороны некоторых наших политических деятелей было не совсем дальновидно и больше напоминало чисто политическую мстительность и корысть. Позор всем политикам – что с российской, что с казахстанской стороны, – желающим нанести урон нашим союзническим отношениям. Пытаясь хайпануть на этой теме, они показали свое истинное лицо.
Немалая часть казахстанской молодежи уезжает за образованием в Россию, большинство казахстанских гастарбайтеров едут в Россию. На мой взгляд, такие моменты показывают, что Россия – наш большой и добрососедский друг. Границы определены, войны за территории нет. Думать об этом – большая глупость. Вместо этого мы должны заниматься социально-экономическими вопросами, что на сегодняшний день является нашим самым слабым местом, — резюмировал Бахытжан Копбаев.