Представляю, как яростно кусают локти акимы разных уровней, которые привыкли устраивать торжества по любому поводу – за чужой счет, конечно. А еще ужесточена уголовная ответственность за отъем бизнеса “в том числе путем внутрикорпоративного захвата, с использованием властных полномочий правоохранительных и контролирующих органов или в судебном порядке”. Причем в документе описаны даже способы захвата.
Действия представителей власти, “повлекшие существенный вред бизнесу”, теперь тоже будут квалифицироваться уголовными статьями. Так что для акимов, которые прежде доили деловых людей, как сидоровых коз, наступил конец фильма. И титры пошли самые безрадостные – статьи из УК РК. Если кто-то из бастыков считал раньше, что в отношениях с предпринимателями у него стальные яйца, то теперь они чисто декоративные?
В тему. На неделе главный санврач Алматы Жандарбек Бекшин сказал, что в городе созданы мониторинговые группы, которые будут выявлять невакцинированных работников. Но не живьем, а по ИИН – новые технологии это позволяют. И добавил: “Если выяснится, что в компании есть невакцинированные сотрудники, будут приняты меры вплоть до приостановления. Думаю, руководители сами заинтересованы, чтобы они работали”. Жестко? Еще как!
Возникают 2 вопроса. Первый: если работники массово ломанутся на уколы, то деятельность конторы может остановиться. Потому что у людей может быть разная реакция на вакцинацию. Иным порой неделя нужна, чтобы очухаться, а другим укол – как комариный укус. Может, надо дать какой-то срок, чтобы народ понял: пора менять благодушную нирвану на практичную сансару? И второй: а хватит ли завтра вакцин на всех граждан, которые оптом станут штурмовать центры вакцинации?
Кто не успел – тот пролетел? Обязательная вакцинация: защита или наказание?
Решение Жандарбека Мухтаровича напоминает угрозу Джона Сильвера из романа “Остров сокровищ”: “Через час те из вас, кто останется в живых, позавидуют мертвым”. То есть г-н Бекшин угрожает остановкой работы предприятий и компаний? Ясен Финист: лучше работать, чем болеть. И за чей счет?
Кстати, в четверг минюст заявил, что “обязательная вакцинация от COVID-19 лиц, не имеющих медотвода, не противоречит Конституции”. Но справки-то от них проверяющие – хоть в Интернете, хоть живьем – будут требовать. Век воблы не едать!
Кстати, число конкурентов на рынке кафе-ресторанов (они первыми попали под санкции) – длиннее, чем меню в Кремле.
А если кто-то сознательно будет топить конкурентов? Подпадает ли такой донос под Закон о борьбе с рейдерством?..
Три новости на неделе изумили. Первая: 6 июля полиция Алматы задержала 3 участников несанкционированного митинга. Хотя не раз предупреждала организаторов о противоправности их действий. Насчет прогулок без масок тоже предупреждали. Потом начали штрафовать. Дошла очередь до антиваксеров. А сколько раз надо предупреждать оппозиционеров? Или им это глубоко до антресоли, если оплата из-за кордона за протест идет?
Вторая: в прошлую пятницу агентство “Bloomberg” заявило, что США попросили Таджикистан, Узбекистан и Казахстан “временно принять” около 9 000 афганцев, которые сотрудничали с Америкой и НАТО в борьбе с “Талибаном”. МИД Казахстана отказался комментировать это сообщение. У меня 2 версии: неясно, как долго кормить эту ораву и за чей счет? А если в этой орде засланные казачки? Где гарантии, что это не скрытые террористы? Логично?
Третья: казахстанским спортсменам, которые завоюют золото на Олимпиаде в Токио, положены премии в 250 тысяч долларов. Это пообещала министр культуры и спорта Актоты Раимкулова. Естественно, из госбюджета. Ранее акиматы дарили чемпионам квартиры и машины. Конечно, за счет спонсоров. Теперь в связи с новым Законом о рейдерстве – об этом можно забыть? Да, в России за золотые медали дают только 100 тысяч “зеленых”. Наши – дороже, потому что медалистов у нас меньше?
Позитив недели – от министра образования Асхата Аймагамбетова. По его словам, цифровой формат сдачи ЕНТ показал, что почти 2 000 поступающих получили более 120 баллов. Чемпион – павлодарец Данияр Уалиев, набравший 140 очков. Это круче прошлогоднего результата. Это в цифровом формате. Что покажет “живая” практика через год? Да вуз ее знает! По словам педагогов, их пугает, что “дистанционка” отрывает учащихся от реального образования. А фарш невозможно прокрутить назад.