В социальных сетях разгорелся спор по поводу продажи популярного опиоидного обезболивающего "Трамадол" без рецепта, передает Caravan.kz.
Об инциденте в аптеке написала жительница Нур-Султана Ольга Черкасова в популярной группе в Facebook "Астана хочу похвалить/пожаловаться".
"Это случилось на днях. Мой сын, зайдя в аптеку, попросил у фармацевта обезболивающее. Фармацевт в свою очередь посоветовала хорошее обезболивающее "Трамадол" по 2 тысячи тенге. Увидев эти таблетки у сына, я пришла в аптеку разобраться. Как можно было предложить опиодное обезболивающее, которое к тому же не отпускается без рецепта?" — возмущается Ольга Черкасова.
По словам Ольги, на ее вопрос фармацевт ответила: "Тут много кто ходит" — и ушла в подсобку. Также автор поста уточняет, что аптека находится возле школы, и позднее в комментариях отвечает, что ее сыну 19 лет, и она беспокоится не только о его ровесниках, но и подростках.
В комментариях публикация вызвала неоднозначную реакцию. Кто-то предполагает, что это публикация конкурентов аптеки или автор чего-то недоговаривает. Однако есть и те, кто благодарит автора поста за активную гражданскую позицию.
Редакция медиа-портала Caravan.kz обратилась за комментарием к Ольге Агаповой – директору общественного фонда "Свободные люди" и гражданской активистке, которая не раз поднимала вопрос о незаконной продаже «Трамадола».
«Наш фонд «Свободные люди» занимается этой проблемой с 2015 года. Пока еще она не решена на системном, законодательном уровне, но решение уже близко. Синтетический опиоид, о котором идет речь в посте, не отнесен ни к одному из подконтрольных списков, а значит, и никем не контролируется. Да, это рецептурный препарат. Но и антибиотик тоже должен продаваться только по рецепту. А вот контроля за рецептурным отпуском и культуры рецептов в стране пока еще нет», — считает Ольга Агапова.
По ее словам, вся ответственность ложится на человека, который в белом халате стоит на кассе в аптеке.
«Во всех соседних странах "Трамадол" в подконтрольных списках. У нас пока нет. И решится проблема только тогда, когда его туда внесут. Мы этого добиваемся четыре года. Недавно у меня была личная встреча с министром здравоохранения Елжаном Биртановым. Он заверил, что ситуация будет исправлена в ближайшее время», — рассказывает Ольга.
При этом она добавляет, что количество проверок законодательно ограничено по причине поддержки малого и среднего бизнеса, и этим пользуются представители фармацевтической индустрии.
«Контролировать рынок на предмет незаконной продажи наркосодержащих препаратов может только МВД и только в том случае, если это лекарственное средство внесено в список «наркотических и психотропных веществ, прекурсоров, используемых в медицинских целях и находящихся под строгим контролем», — поясняет Ольга.
Директор общественного фонда призывает не оставлять без внимания факты свободной продажи опиоидных обезболивающих.
"Задайте провизору громко вопрос: "Почему он продает наркотик, который вызывает опиоидную наркоманию, молодым людям?". Пока у нас не регламентирован этот вопрос, как в России, Узбекистане, Белоруссии, Украине и других соседних странах, противостоять этому можно только совместным неравнодушием", — заключила Ольга Агапова.