Фабрика грез - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+10 °C
Алматы
2024 Год
10 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Фабрика грез

Фабрика грез

Фабрика по обработке шерсти в Таразе была презентована сначала Премьеру-министру РК Кариму МАСИМОВУ, а затем 27 сентября 2010 года главе государства Нурсултану НАЗАРБАЕВУ. Однако сейчас важное не только для области, но и для страны предприятие – на грани остановки. Почему?  

  • 20 Мая 2011
  • 3719
Фото - Caravan.kz

Когда-то Тараз (бывший город Джамбул) располагал прекрасной базой по первичной обработке шерсти. Здесь была огромная фабрика с лучшими в республике специалистами.

Выпускаемая здесь качественная кожаная обувь продавалась не только в местном магазине “Каблучок”, но и отправлялась по всему огромному Союзу.

Марш энтузиастов

Помню такую историю, приключившуюся с моим дядей. Он поехал в командировку в Москву и купил там шикарную обувь. И с удивлением обнаружил, что изготовлена она на… Джамбулском кожкомбинате.

Увы, лучшие времена местного кожевенного комбината и фабрики по обработке шерсти канули в Лету. С развалом Союза производственные цеха опустели, оборудование растащили, специалисты ушли.

Местные власти пытались реанимировать предприятия на базе сохранившихся производственных площадей. Тщетно. И только когда за дело взялись энтузиасты, забрезжила надежда. Инвесторы вложили солидные деньги – около 6,5 миллиона долларов, сумели наладить обработку шерсти и производство новой продукции – топса (шерстяной мытой ленты).

Появились даже солнечные перспективы… Проект возрождения отрасли включили в государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Фабрику посещали глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ и Премьер-министр РК Карим МАСИМОВ.

Политическое дело

Во время визита Премьеру и членам правительства рассказали о проблемах предприятия. Главным образом – о нехватке сырья, которое в большом количестве вывозится за пределы республики. Таразская фабрика способна выдавать от 800 до 1,5 тысячи тонн топса в год. Но хозяйства области поставляют мало шерсти, потому как ее скупают перекупщики – для китайских компаний. Самое смешное, что потом готовые изделия возвращаются в Казахстан, но уже по совсем другим ценам…

– Развитие тонкорунного овцеводства в нашей стране невозможно без решения проблемы закупа шерсти, – говорит директор фабрики первичной обработки шерсти Болат МОМЫШЕВ. – Но сегодня фабрика закупает шерсть у… российских производителей! К примеру, недавно купили около 200 тонн мытой шерсти по цене пять долларов за один килограмм! У местных сельчан цена была бы ниже. Но другого выхода не было, ведь простаивание производства, включенного в программу ФИИР, – политическое дело!

Теневая экономика

Можно, конечно, задаться вопросом: так почему же фабрика не скупает шерсть напрямую у животноводов? Вот тут-то и выходят казусы.

Дело в том, что государством дотируется сданная животноводами на переработку “грязная” шерсть. Один килограмм такой шерсти оценивается в 250 тенге. Плюс субсидия фермерам от государства – 105 тенге за килограмм. Но чтобы получить субсидию, сдатчикам необходима справка, которую выдают предприятия по первичной обработке шерсти. А те в обмен на справки требуют от крестьян массу документов. Тех бюрократические процессы не устраивают, им легче отдать шерсть за наличный расчет перекупщикам.

Например, по информации Болата Момышева, в Алматинской области появилась некая ассоциация, якобы имеющая собственные предприятия первичной обработки. Она выписывает документы о приеме шерсти, животноводы получают субсидии, но на самом деле сырье уходит китайским производителям!

Получается, что порой процесс сдачи шерсти племенными хозяйствами оказывается в теневом секторе экономики, вне поля зрения налоговых органов.

Работаем на благо другой страны?

Есть ли выход из ситуации? По мнению специалистов, необходимо разработать механизмы, препятствующие вывозу шерсти за рубеж. Например, изменить механизм субсидирования, чтобы фермерам было выгодно продавать шерсть именно отечественному производителю.

– Если субсидии будут выдаваться только на объемы мытой шерсти, а не грязной, то это позволит проводить обработку на месте, – считает Б. Момышев. – Наше предприятие готово в таком случае дополнительно трудо­устроить 250 рабочих.

Кстати говоря, в прошлом году вице-премьер РК Умирзак ШУКЕЕВ отметил, что производство топса не должно быть пределом для казахстанских производителей. Ведь казахские мастера издавна славились своими коврами. А сегодня в страну ежегодно завозится ковров на 50 миллионов долларов! И вполне возможно – из шерсти наших же баранов…

Вот и получается, что фактически все звенья в этой цепи – и животноводы, сдающие шерсть, и перекупщики, и предприниматели, завозящие импортные изделия, – работают на благо экономики других стран.

И таразская фабрика тоже – ведь шерсть ей приходится покупать импортную. Но хорошо хоть такая есть. Скоро сырье закончится, и перед фабрикой снова встанет дилемма: либо продолжить работу себе в убыток, либо и вовсе остановить производство…

Жамбылская область