Действительно, Форум вызвал неподдельный интерес как со стороны политических деятелей стран Европы и Азии, так и экспертного сообщества.
Форум, организованный Центральноазиатским фондом развития демократии (Казахстан) и фондом «Институт восточноевропейских исследований» (Польша) является первой «ласточкой» в процессе организации результативного диалога между ЕС и Центральной Азией.
Его участники отстаивали свою точку зрения на политические, экономические процессы, происходящие в настоящее время в странах Центральной Азии.
В ходе Форума состоялось свыше 20 пленарных заседаний, на которых обсуждались вопросы взаимодействия ЕС и стран Центральной Азии.
Стоит отметить, что участниками данного мероприятия стали более 200 представителей стран Европейского Союза и республик Центральной Азии. Особое внимание было уделено вопросам противодействия религиозному экстремизму, исламскому фундаментализму и международной преступности, построения и развития институтов гражданского общества, а также различные аспектам, связанным с обсуждением энергетических вопросов, появляющихся в процессе взаимодействия между странами Центральной Азии и странами-членами Европейского Союза.
Такие сессии, как «Европа и Центральная Азия: на пути к сотрудничеству и взаимопониманию», «Региональное сотрудничество и международные программы поддержки как фактор развития», — уже являются симптоматичными для обсуждения проблем, накопившихся во взаимоотношениях между партнерами с обеих сторон.
В то же время много сессий было посвящено темам, которые являются общими как для Запада, так и для Азии.
Так, на сессии «Религиозный экстремизм в Европе и Центральной Азии» Ширин Акинер, эксперт Центра азиатских исследований в Лондонском университете (Великобритания), определила религиозный экстремизм как общую проблему, к решению которой нужно подходить сообща как странам ЕС, так и странам Центральной Азии — в одиночку ее никто не осилит.
Анатолий Косиченко, заведующий отделом философии науки и культуры, института философии и политологии МОН РК, на вопросы участников Форума ответил, что корни экстремизма нужно искать не в его принадлежности к тому или иному религиозному учению, а в тех системных ошибках, которые допускают многие государства реализовывая те или иные реформы, проводя ту или иную политику как внутри своей страны, так и за рубежом.
Многие участники согласились, что религиозный экстремизм в зависимости от географии своего применения принимает ту или иную религиозную окраску. И в этом случае многие панелисты (выступающие) сошлись во мнении, что религии, по существу миролюбивые, неагрессивные течения, привлекаются заинтересованными экстремистскими группами в целях придания своим действиям какой-либо смысловой и эмоциональной нагрузки.
В этом отношении, как отметил Алексей Малашенко, ведущий научный сотрудник института Европы РАН, член научного совета Московского центра Карнеги (Россия), нельзя допускать ошибки, окрашивая ту или иную террористическую акцию в религиозные тона. В этом случае на стороне экстремистских групп появляются сочувствующие и соратники из числа последователей того или иного религиозного течения.
Как правильно отметила в своем докладе Гюзель Майтдинова, директор Центра геополитических исследований Российско-таджикского университета (Таджикистан), сейчас очень много внимания уделяется деятельности террористических организаций, но за полем зрения остается существующая действительность, то есть то социально-экономическое положение, которое может служить своеобразной почвой для появления подобного рода террористических организаций.
В то же время со слов участников Форума из стран Центральной Азии постоянно звучали предложения о том, чтобы страны Европы не навязывали свои политические взгляды республикам региона.
И у многих экспертов как из Центральной Азии, так и ЕС находилось значительное количество доводов в пользу данного тезиса.
Действительно, первый форум показал, что диалог между Центральной Азией и Европой состоялся.
И он проходил с участием двух переговаривающих сторон на равных позициях. Сам факт того, что европейское сообщество постепенно изменяет свои взгляды на процессы, происходящие в последнее время в республиках Центральной Азии, является лишним тому подтверждением.
Однако отведенных для Форума трех дней не хватило для более эффективного диалога между сторонами.
Остается лишь надеяться, что второй Форум «Европа — Центральная Азия», который также будет проходить под патронажем Центральноазиатского фонда развития демократии (Казахстан), но на этот раз в г.Алматы, позволит более плодотворно поработать над общими проблемами и перспективными проектами между Европейским Союзом и Центральной Азией.