Суть предложений проста – надо развивать электронную торговлю. И по-быстрому! Сегодня через Интернет в США продается уже десятая часть товаров. Россия тоже активно развивает интернет-торговлю. А вот Казахстан отстал. Рынок электронной торговли у нас составляет меньше 0,5 процента от всей розничной торговли.
Причина отставания РК – неразвитость собственных платежных систем, считает председатель Комитета торговли Министерства экономического развития и торговли РК Айдар КАЗЫБАЕВ, который и представил проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования законодательства в области электронной торговли”.
Проще говоря: нет у нас электронной торговли, потому что нет электронных денег.
Опять новые правила
– В 2007 году были приняты правила электронной торговли, но они не работают. Нет ответственности за нарушение этих правил. Да и сами эти правила морально устарели. В этой связи мы вводим понятие “электронная торговля”, критерии и порядок продаж через Интернет, хотим в этом законе максимально отразить механизм продажи и доставки товаров, – рассказал председатель комитета.
В рамках законопроекта предлагается облагать интернет-торговлю НДС в размере 10 процентов (против обычных 12 процентов), не платить НДС за покупку в Интернете нематериальных товаров – то есть музыки, фильмов, книг, программного обеспечения и т.д.
– На базе дочерней организации Нацбанка – Казахстанского центра межбанковских расчетов – реализуется проект по внедрению электронных денег, – рассказал начальник управления политики платежных систем департамента платежных систем при Национальном банке Ерлан АШЫКБЕКОВ. – Это позволит всем банкам присоединиться к национальной системе электронных платежей и выпускать электронные деньги.
На прошлой неделе один из банков уже эмитировал электронные деньги “е-тенге” в рамках проекта Нацбанка. По мнению банкиров, такие деньги безопасны, анонимны и мобильны.
Мы растем, хотя отстали
Между тем и владельцы интернет-магазинов, и аналитики считают, что все эти меры уже недостаточны. Сегодня Казахстан входит в Таможенный союз, а в России интернет-магазины давно обогнали казахстанских коллег. А завтра мы вступим во Всемирную торговую организацию, где действуют гиганты интернет-индустрии.
На сегодняшний день, говорят эксперты, в Казахстане работает 170 интернет-магазинов. Большинство либо являются электронной витриной обычных магазинов, либо существуют в зачаточном состоянии. Реально действует не больше десятка интернет-магазинов, рассказал руководитель информационно-аналитической службы интернет-ассоциации Казахстана Баглан АЙДАШОВ.
Тем не менее этот вид торговли развивается. Уже в 2012 году, считает аналитик, объем торговли через Интернет увеличится в два раза и вырастет аж до одного процента от всего объема розничной торговли. А к 2015 году его доля вырастет до 4 процентов и составит 3,6 миллиарда долларов. Причина такого оптимизма – увеличение числа пользователей Интернета. Уже сегодня, по данным Агентства РК по статистике, Интернетом активно пользуются 6,5 миллиона человек – чуть меньше половины населения страны.
И будет всем хорошо!
При грамотной поддержке государства этот вид торговли может развиваться еще быстрее. В выигрыше будут все. Компании получат глобальное присутствие, увеличат свою конкурентоспособность, будут четко понимать, кто их покупатель, а значит, смогут быстро реагировать на изменения на рынке. Для покупателей – это экономия времени, отсутствие очередей, круглосуточный доступ, детальное ознакомление с товаром, экономия денег. Для государства – резкое снижение теневой экономики, так как все платежи идут “в белую” и будут видны налоговым органам.
– По прогнозам, 15-процентное увеличение использования электронных платежей приведет к почти 7-процентному сокращению объема теневой экономики, – отметил Б. Айдашов.
А главное, интернет-магазины могут помочь людям совершать покупки из любой точки страны и по нормальным ценам. В условиях Казахстана, когда большая часть страны – глубинка, такой социальной функции не сможет выполнить никто другой – ни государство, ни обычные торговые компании, ни почта.
Проблем в развитии “е‑торговли” аналитик указал несколько: нет системы электронных денег, нет надежной защиты информации о покупателе, нет нормальной системы доставки товаров до покупателей.
С другой стороны – перспективы для рынка есть, и очень большие. Если сохранить действующие условия для бизнеса, а они в Казахстане, по признанию российских предпринимателей, мягче, чем в России и Беларуси, то Казахстан вполне может стать торговой площадкой электронной торговли для всего Таможенного союза.
Но это уже по совсем радужным прогнозам…