Казахстанские СМИ сообщили об освобождении экс-премьер-министра Казахстана Серика Ахметова. Бывший высокопоставленный чиновник из 10 лет успел отсидеть неполных два года, а на свободу выйдет уже 21 сентября.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к казахстанскому правозащитнику Евгению ЖОВТИСУ, который рассказал, почему бывший премьер выйдет на свободу в ближайшее время.
— Как вы можете прокомментировать решение суда о замене назначенного ранее срока заключения на огранчение свободы г-на Ахетова в целом?
— Давайте условно разделим мой взгляд на эту ситуацию на 3 части: моральную, правовую и политическую.
Начнем с моральной. Я всегда рад, когда люди освобождаются. В любом случае, тюрьма – не лучшее место, чтобы там находиться. Когда человек выходит оттуда – это всегда хорошо.
Второй момент касается правовой стороны. Если законодательство дает возможности освободить человека досрочно или по амнистии, то хорошо, когда закон применяется. Но желательно, чтобы закон распространялся одинаково на всех — не только на бывшего премьер-министра, но и на многих других граждан, оказавшихся в местах лишения свободы.
И теперь политический вопрос. Когда высокопоставленные чиновники попадают за решетку на большие сроки, помимо тех преступлений, в которых их обвиняют, просматривается некий контекст каких-то внутренних процессов, которые так или иначе влияют на судьбу крупных правовых игроков, чиновников и высокопоставленных должностных лиц. И очевидно, что, если господина Ахметова отпускают на свободу, то в рамках внутренних элитных баталий он политически в каком-то смысле не опасен.
— Рассматривая этот вопрос с юридической точки зрения, достаточно ли всех соответствующих оснований (характеристика осужденного с положительной стороны; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, в полном объеме; наличие различных граммот и поощрений) для такого гуманного смягчения приговора?
— С точки зрения закона – да, этого достаточно.
— Наблюдается следующая тенденция: высокопоставленные чиновники, оказавшиеся за решеткой, зачастую выходят на свободу раньше срока. Скажите, это, скорее, акт гуманизации нашего правосудия или избирательности его гуманизации?
— Конечно, это избирательность. Это связано, как я уже говорил ранее, с внутренними элитными процессами. Старые чиновники реже оказываются в местах лишения свободы. Их "помещение" туда обычно связано с элитной внутренней борьбой, и они, как правило, быстро выходят на свободу.