Почему? Ведь отечественный рынок труда растет стабильно, быстро и разносторонне. Быть может, наличие различных организаций по трудоустройству не гарантируют успех данного предприятия?!
Переход от планового ведения хозяйства в советские годы к рыночной экономике оставил много проблем. Рынок занятости — не исключение. Если в советские годы трудовые отношения были жестко регулируемы, а государство полностью определяло «правила игры», выступая практически в роли единственного работодателя, сейчас рынок разнообразился как качественно, так и количественно.
Идеально — это одна из наиболее важных составляющих современной рыночной экономики. На деле — это такой же бизнес с конкуренцией, войнами и переманиванием.
Опрос, проведенный исследовательскими группами стран Единого экономического пространства в рамках проекта «Евразийский мониторинг», в конце прошлого года показал весьма неутешительную картину. Проблемы терроризма, роста цен и инфляции волнуют казахстанцев меньше всего. Тогда как наиболее острой проблемой 37 процентов опрошенных считают безработицу. Такая тенденция должна насторожить многочисленные кадровые агентства, компании по подбору персонала, а также государственные органы занятости. Пока же отечественный рынок труда выглядит следующим образом.
Иерархия
Рынок частных компаний, занимающихся подбором персонала, делится на две категории: агентства по трудоустройству и рекрутинговые агентства.
Первые занимаются, как правило, рабочим и административным персоналом. Водители, охранники, рабочий персонал, строители, разнорабочие, секретари, офис-менеджеры, а также обслуживающий персонал — уборщицы, домработницы, няни, гувернантки. Их задача — трудоустроить как можно большее количество обращающихся. От этого напрямую зависит доход компании.
Оплата услуг агентства удерживается со специалиста, которого трудоустроили. Примерная ставка вознаграждения за услуги — от 30 до 50 процентов от первой зарплаты. Однако в последнее время, учитывая дефицит даже низкоквалифицированных специалистов, все больше агентств по трудоустройству начинают брать деньги, как с соискателя, так и с работодателя. Работают они по базе, которая набирается по мере предоставления соискателями работы, и не несут обязательств ни перед кандидатами, ни перед компанией, в которую специалист был устроен.
Рекрутинговые компании занимаются подбором дефицитных специалистов, которых невозможно найти ни в агентстве по трудоустройству, ни в центре занятости. Компании подбирают персонал в соответствии с требованиями заказчика. Такие агентства, как правило, предоставляют полный цикл услуг в области человеческих ресурсов.
Это подбор персонала, лизинг (вынос персонала за штат компании, в том случае, если существует определенный лимит на количество штатных сотрудников) персонала, консалтинг по управлению человеческими ресурсами, обучение и маркетинг, в который входит обзор заработных плат и компенсационных пакетов.
Оплачивает услуги компании работодатель, с которым заключается контракт. Работают агентства либо по предоплате, либо без таковой. В среднем сумма гонорара агентства составляет 9-30 процентов от гроссовой годовой зарплаты найденного специалиста.
Существует и государственная служба занятости. Официальное признание ее состоялось в 1991 году с принятием Закона «О занятости населения». Позже служба была переименована в уполномоченный орган по вопросам занятости. Финансируются уполномоченные органы по вопросам занятости из местного бюджета и подчиняются непосредственно акимату. Сейчас в городе действуют 6 районных центров занятости и социальных программ, которые занимаются содействием в трудоустройстве и предлагают несколько социальных программ для той категории безработных, которым работу найти в принципе трудно. Услуги уполномоченного органа по вопросам занятости, как для соискателя, так и для работодателя бесплатные.
Качество
На настоящий момент на рынке труда Алматы действуют порядка 25 рекрутинговых компаний. Но проблему дефицита персонала и качественного подбора специалистов это не решает. Профессионально работающие агентства можно пересчитать по пальцам одной руки. Большинство компаний не имеют никакой технологии поиска, оценки и проверки специалистов.
Некоторые вообще не применяют head hunting (метод поиска работающих специалистов, проще говоря — профессиональное переманивание), работая исключительно по базе. Многие агентства с кандидатами, предоставляемыми заказчику, даже не встречаются или ограничиваются заполнением анкеты. Такой поиск кандидата никоим образом не может удовлетворить растущие потребности рынка, где компании выдвигают все более высокие требования по каждой вакантной позиции.
В большинстве своем это связано с большими темпами роста рынка труда. С каждым днем открываются многочисленные компании, предлагающие услуги по трудоустройству, но за качество данного сервиса поручиться никто не может. «На деятельность таких агентств лицензия не требуется», — говорит начальник отдела рынка труда, программ занятости и лицензирования Департамента занятости и социальных программ города Алма-Аты Наталья Новицкая.
Спрос и предложение
Проблемы на рынке труда существуют не только с подбором персонала. К сожалению, не каждый работодатель может трезво оценить ситуацию. Вот и случаются различные казусы. К примеру, многие компании на западный манер вводят должности, которых на рынке труда республики либо нет вообще, либо очень мало. Людям сложно перейти от сценариста к копирайтеру.
Также часто можно встретить объявления с явными логическими несоответствиями. «Требуется финансовый директор в возрасте 23-25 лет, с опытом работы по специальности не менее пяти лет и двумя высшими образованиями». Сами же соискатели в погоне за хорошей работой составляют «золотые» резюме, на основании которых трудно оценить их реальный опыт и знания.
«Создается ситуация, когда спрос на квалифицированных специалистов значительно опережает предложение. Я не знаю такой отрасли, где бы не стояла остро проблема дефицита профессионалов. Компании охотятся за успешными выпускниками ВУЗов, начиная с третьего курса, — комментирует заместитель генерального директора рекрутингового агентства «GTR» Юлия Шелехова. — Особенно востребованы сейлзы/трейдеры всех уровней. Единственная специальность, которая не стала дефицитной в наше время — юрист. Скорее всего, это происходит потому, что в течение нескольких лет это была самая популярная специальность. Да и отечественные ВУЗы готовили юристов в большом количестве».
И если частные рекрутинговые компании страдают от переизбытка предложений работодателей и недостатка специалистов, государственные органы занятости испытывают прямо противоположные проблемы.
На сегодняшний день в районных центрах занятости и социальных программ Алматы зарегистрировано 6 тысяч безработных. 70 процентов этого количества лица, которые длительно не работают. Профессии разные — учителя, врачи, экономисты, инженеры и так далее. Многие уже вообще утратили мотивацию к труду из-за длительной невостребованности на рынке. Около 50 процентов от общего количества зарегистрированных безработных рабочие, 24 процента имеют высшее образование, около 25 — со средне-специальным профессиональным образованием.
Возрастные рамки различные. Каждый пятый безработный моложе 24 лет. Однако основной контингент — это лица, старше 40-45 лет. Из них 10-12 процентов предпенсионники. Среди них есть люди вроде бы востребованных на рынке труда профессий, но из-за своих возрастных показателей их очень трудно трудоустроить. Вообще.
«Мы осуществляем мониторинг безработных, обратившихся в уполномоченные органы занятости, — говорит Наталья Новицкая. — И как 5 лет назад, сейчас большинство обращающихся — женщины. Это не только в Алматы, но и в целом по республике. Их в среднем около 69 процентов от общего числа вставших на учет».
Уполномоченный орган занятости работает только с теми людьми, которые к ним обращаются. После регистрации в качестве безработного, заводится персональная карточка учета, куда заносятся все данные о безработном — профессия, стаж работы, образование. По Закону «О занятости население», раз в 10 дней он должен приходить, отмечаться, интересоваться, не появилась ли какая-то вакансия. Наталья Новицкая говорит: «Безработным считается тот человек, который активно ищет работу, то есть который заинтересован в своем трудоустройстве».
Помощь
Несмотря на то, что уровень жизни в стране вроде бы улучшается, уровень безработицы сокращается незначительно. Отрицательно сказывается это явление в первую очередь на социально незащищённых слоях населения. Такая категория, в частности, предпенсионники, относятся к целевой группе.
Вместе с оралманами, воспитанниками детских домов, сиротами, малообеспеченными, молодежью, инвалидами, лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Для них действующим законодательством предусмотрены специальные меры социальной защиты. И осуществляются эти меры уполномоченными органами занятости.
«Второй год для таких безработных практикуется создание социальных рабочих мест», — говорит начальник отдела рынка труда, программ занятости и лицензирования Наталья Новицкая. С работодателем заключается договор на условиях частичной или полной оплаты труда безработному за счет средств городского бюджета, но не ниже минимальной заработной платы. Если зарплата выше, то разницу доплачивает работодатель. В основном, работа связана с оказанием социальных услуг. В 2004 году по городу Алматы было создано 555 таких рабочих мест на 18,8 млн. тенге. В этом году планируется создать 250 и выделено на эти цели будет 35,4 млн. тенге.
Как один из видов социальной помощи наряду с социальными рабочими местами, также существует программа профессионального обучения и переподготовки безработных. Эти курсы бесплатные, но краткосрочные (до трех месяцев) и предлагаются тем, кто встал на учет. К тому же они совсем не гарантируют трудоустройство. Охотнее на переобучение идут те, кто помоложе.
Перечень профессий составляется из пожеланий безработных и с учетом спроса на рынке труда. По результатам тендера отбираются учебные заведения, которые в дальнейшем и будут проводить переобучение. Популярные профессии среди мужчин — водители, электрики, сварщики, слесари, строительные профессии. Среди женщин — бухгалтера, секретари, повара, парикмахеры.
Странная складывается ситуация. Рекрутинговые агентства в большинстве своем занимаются поиском высококвалифицированных специалистов, уже, как правило, имеющих работу. Те, кто и без того востребован на рынке, может спокойно поменять место. Те, кто не имеет работы, рискует так ее и не найти. Уполномоченные органы занятости, действительно помогающие людям, у которых возникают трудности с трудоустройством, находить вакантные места, вынуждены бороться за каждого работодателя.
«По Закону РК «О занятости населения» любой работодатель независимо от форм собственности в течение 3 дней должен сообщить об имеющихся у него вакансиях в уполномоченный орган по вопросам занятости. То есть нам, — говорит Наталья Новицкая. — К сожалению, этот пункт закона не многие выполняют. Работодателей, следующих букве закона, не более 4-5 процентов от общего числа работодателей города».
И пока госорганы занятости борются за вакансии, безработные практически лишены даже материальной поддержки. Пособие по безработице отменили еще 6 лет назад. Финансировалось оно из внебюджетного фонда содействия занятости, однако в 1999 году все внебюджетные фонды и этот, в том числе, были ликвидированы. С тех пор пособия нет.
Чтобы ситуация не была такой удручающей, появилась адресная социальная помощь. С 2002 года ее выплачивают малообеспеченным гражданам из числа безработных. Выглядит она так: если совокупный доход семьи не превышает 40 процентов от прожиточного минимума (черта бедности), то выплачивается лишь разница между вашим доходом и показателем черты бедности. Конечно же, этого ни на что не хватает.
Не напоминает ли вам это странный лабиринт? На рынке появляется все больше компаний, занимающихся трудоустройством. Есть и государственная служба занятости. И работодателей достаточно, и безработных много. А встретиться и помочь друг другу они не в состоянии. Лишь некоторым. Кто и без того уверен в своем будущем.
Остальным остается уповать на честных работодателей, которые пойдут на участие в социальных программах и озаботятся людскими проблемами, либо на государство, которое возможно обрат внимание на недостаток качества в образовании и увеличит размер пособий. Когда-нибудь.