Есть такая профессия - нищий - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+11 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Есть такая профессия - нищий

Есть такая профессия - нищий

Мимо этих людей невозможно пройти спокойно - они издалека привлекают внимание не только нарочито убогим видом, но и вызывают чувство угрызения совести: "Ты вот живешь хорошо, а мне приходится выходить на улицу с протянутой рукой".

  • 18 Октября 2007
  • 2079
Фото - Caravan.kz

И несмотря на то, что во всех средствах массовой информации не один раз публиковались статьи о целых криминальных структурах, поставивших на поток попрошайничество, рука сама лезет в карман за мелочью.
Потому что у многих наших людей милосердие, чувство сострадания к тому, кому плохо, воспитано с пеленок. Так уже исторически сложилось.
Поэтому мы будем подавать бабушке божьему одуванчику, которая в сотый раз подходит к тебе на улице со словами: «Подай, дочка, на хлебушек». И бросать мелочь в руку довольно бодрой на вид тетке, хорошо поставленным голосом желающей тебе и твоим детям здоровья.
Никак не могу отследить периодичность, с которой сокращается и увеличивается на улицах Тараза количество попрошаек. Некоторых из них я уже хорошо знаю в лицо и встречаю как старых знакомых. Редко появляются на улицах Тараза (в основном центральных) новые типажи, но это, по-видимому, гастролеры, которые находятся здесь проездом в более сытые города — чего греха таить, люди в Таразе не столь обеспечены, как в том же Алматы.
Откуда появляются профессиональные попрошайки, сказать трудно, куда пропадают — еще сложнее.
Если, к примеру, тех, кто постоянно работает на паперти у церкви, горожане знают, и даже могут поведать историю одной из женщин, навсегда «прописавшейся» у церковной ограды, то откуда появился на перекрестке улиц Рысбек батыра и Сейфуллина молодой калека, не знает никто. Правда, одна из моих знакомых опознала в нем мужа своей подруги, который пять лет назад ушел из дома и не вернулся. А нищий этот так бы и работал на перекрестке, если бы два месяца назад, накануне известных политических событий, правоохранительные органы не усилили свою работу. Сейчас, почувствовав некоторое послабление, попрошайки вновь начинают занимать привычные места, на которые в последнее время стали претендовать мигрирующие по стране таджикские цыгане.
Проблема уже не раз поднималась в прессе и на совещаниях областного уровня. Местные власти не могут применить к ним никаких административных мер. Разве что одну -единственную: во время рейдовых мероприятий комиссии по делам несовершеннолетних отловить детей школьного возраста и водворить их в ЦВИАРН, откуда уже вечером их забирают родители.
Полиция тоже бессильна — по закону эти люди нарушают только правила дорожного движения, когда выходят на проезжую часть дороги, чтобы взять монету у сердобольного водителя.
И каждому здравомыслящему человеку ясно, что эти нищие — профессиональные попрошайки, поставившие свое дело на поток.
К кому из нас на городском рынке не подходила чумазая девочка с протянутой рукой? Получив денежку, она тут же бежит к недалеко стоящей женщине с маленьким ребенком на руках. А не получив будет стоять рядом, дергать тебя за рукав, пока ты не выдержишь и либо грубо отгонишь ее, либо дашь деньги. Продуктами они, как известно, не берут.
Явление это имеет давние корни, и всегда было одним из способов выживания в трудную минуту. Оно хорошо отражено в народной мудрости: «От сумы не зарекайся»… Нищие вечно были приметой смутных времен.
Какие сегодня времена, если на улицах больших городов можно встретить нищих? Смутные? Голодные? Или период, когда любой способ заработка считается законным?
Я всей душой сочувствую пенсионерке, которая один раз в месяц выходит с протянутой рукой на рынок запчастей, потому что мизерной пенсии, назначенной государством, не хватает, чтобы свести концы с концами. Торгующие там мужчины уже хорошо знают ее и подают охотно. С таким же сочувствием они относятся к молодой женщине, которая, оставшись без работы, разносит между торговыми рядами стаканы с горячим чаем. Трудно сказать, где начинается грань, за которой чувство милосердия сменяется чувством отторжения, из-за того, что кто-то начинает пользоваться твоим состраданием.
Как бороться с этим явлением, пока не знает никто. Начальник ДВД Жамбылской области Мейирхан Жаманбаев считает, что необходимо создать для попрошаек-бомжей приют. Имеющийся в городе реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства не способен вместить всех, да они и сами не очень-то настроены задерживаться в нем надолго. Как правило, получив приличную одежду и обувь, они вновь направляют свои стопы в никуда, навстречу романтике…
А вообще, бомжи, на мой субъективный взгляд — самый безобидный и действительно достойный сочувствия вид попрошаек. Это, можно так сказать, особый тип людей, не справившихся со сложившимися обстоятельствами, и, в результате борьбы за собственную индивидуальность, скатившиеся на дно житейского моря.
И все же, какие психотипы наиболее типичны для городских улиц? С этим вопросом я обратилась к частному психологу Ларисе Веревкиной.
— Вообще, если судить по тому, к кому в настоящее время общество относится с большей жалостью, то сегодня можно выделить три основных типа нищих — пенсионеры, инвалиды и матери с маленькими детьми, — считает она. — Эти типажи используют и профессиональные нищие, которые на фоне нынешней кризисной ситуации собирают милостыню наряду с действительно нуждающимися людьми. Особенно охотно люди подают калекам. И я бы не стала утверждать, что все профессиональные попрошайки — мошенники, миллионеры. Это явление я бы назвала формой экономического поведения (наряду с проституцией). То есть, нищие, — это люди, занятые в данном секторе неформальной экономики.
Не каждый человек, просящий на улице подаяние, профессиональный нищий. Профессионализм — это многомерная конструкция. Нужно учитывать постоянно ли попрошайничает человек, является ли получаемая милостыня устойчивым доходом, на который он рассчитывает, на основании которого строит свои повседневные или далеко идущие планы. Обратите внимание, как грамотно поставлена работа профессиональных нищих. Они никогда не смеются, всем своим видом выражая смирение, и всячески подчеркивают свой низкий социальный статус. Здесь необходимо грамотно подобрать одежду, инвентарь, в качестве которого порой выступают дети.
Трудно не согласиться с этими определениями. В центре города на одном и том же месте в течение года сидела молодая женщина с ребенком. Причем часто дети были разные и всегда спали (для этого, говорят, их поят димедролом).
Еще одним из весьма выгодных способов попрошайничества можно назвать чтение сур из Корана в общественном транспорте.
Как правило, в этом задействованы мальчики лет 10-12, которые вызывают умиление у пожилой части пассажиров. Дедушки и бабушки охотно кладут монеты в детские ладошки, и редко кто возмущается по поводу того, что подобный способ заработка не совсем отвечает моральным нормам.
Так что нищенство сегодня вполне можно назвать привычным для нашего общества явлением, имеющим право на существование. Ведь если бороться с ним невозможно, то придется принять его как факт.
Впрочем, буквально на прошлой неделе в Таразе обсуждались проблемы борьбы с бедностью, в результате чего было принято решение увеличить адресные пособия на один минимальный расчетный показатель.
Я думаю, что и до части нищих эти деньги дойдут, так как в большинстве своем они имеют свидетельства об инвалидности, исправно получают пенсии и пособия. И ночевать идут в свои дома и квартиры, как все добропорядочные граждане нашего государства. Вот только профессию себе выбрали особую — милостыню просить, потому что нет ничего приятнее в этой жизни, чем пользоваться милосердием людей.
Конечно, многие из нас от всего сердца жалеют стариков и старушек, женщин, в одиночку воспитывающих детей и не имеющих стабильного заработка. Большая часть из них никогда не выйдет на улицу с протянутой рукой. Они будут искать любой способ заработка, пойдут торговать, сторожить магазины, будут вязать теплые носки для своих соседей, помогать нянчить детей (что актуально в условиях дефицита детских садов). Чтобы попрошайничать, необходимо обладать особым характером, энергетикой, чувствовать себя, хотя бы на время, человеком отверженным. Для этого необходим, если хотите, Дар.
И нельзя считать попрошайничество следствием бедности, мол, не будет бедных — не станет и нищих. Попрошайки есть в любой, даже самой развитой стране. И бороться с этим явлением необходимо на законодательном уровне, легализация здесь вряд ли будет приемлема, потому что попрошайничество порой имеет криминальный оттенок. Это и использование детского труда, и принуждение тех же калек и инвалидов заниматься сбором милостыни.
Так что подавать милостыню или не подавать, каждый решает сам. Нужно только задуматься, принесет ли пользу ваша трудом заработанная копейка тому, кто протянул руку в ожидании подаяния и считает свое место на улице работой?
Кстати, в прошлом году власти Лас-Вегаса — игровой столицы США — законодательно запретили кормить бездомных и нищих в парках города. Данное решение городского совета был направлен на то, чтобы сократить количество попрошаек в городских зонах отдыха. Новый закон вызвал негативную реакцию жителей города, которые посчитали, что он нарушает конституционные права граждан, и может дискредитировать их только за то, что они плохо одеты и не имеют работу и жилье.
Интересно, как бы отреагировали на подобное решение властей наши граждане?

На фото автора: типичная картина у ограды Зеленого базара.