Вспомнила фразы, нацарапанные в начале 90-х годов на партах в аудиториях КазГУ. Много подобных мыслей тогда посещало головы журфаковцев. Что ж, темы и сейчас актуальны! А последнюю неделю все только и говорят о подростковых абортах. Доступ к медицинским услугам казахстанских подростков, что предложили внести в кодекс “О здоровье населения”, взяли и свели к абортам. Как будто у подрастающего поколения нет других болячек и проблем!
Много ли наше поколение 70-х в 16–18 лет знало о контрацепции, последствиях прерывания беременности, скрытых болезнях, передающихся половым путем, гепатитах В, С, D, их диагностике и лечении? Что-то в школе рассказывали, что-то старшие сестры, подруги…
Какие-то вещи узнавали, как говорится, методом тыка. Пронесло на убывающую Луну, не залетела? Ага, метод работает! Сегодня вбиваем в “Гугл” “нежелательная беременность у подростков”. Поисковая система в считаные секунды выдает примерно 740 000 результатов. Читаю чаты по теме, становится страшно: доморощенные “гинекологи” рекомендуют пить китайские, тайваньские таблетки, порошки, коктейли, пользоваться свечами, заваривать травы и корешки…
Спринцеваться сладким газированным напитком и аспирином! Назад, в каменный век?
– Интернет дает огромный объем информации, например, чем предохраняться, как быстро вылечить болезни, передающиеся половым путем. При этом никто не говорит, что не все таблетки одинаково подходят молодым и взрослым девушкам. Или что одна таблетка ничего не лечит, а инфекция переходит в хроническую форму. Все протекает скрыто, годами. А потом, когда парень женится, девушка выходит замуж, возникают проблемы с зачатием детей, – говорит тренер по нравственно-половому образованию Фонда ООН в области народонаселения Казахстанской ассоциации по репродуктивному и половому здоровью Мира САУРАНБАЕВА. – По образованию я врач акушер-гинеколог, имею большой опыт работы. Подростковый возраст достаточно критический. Гормоны играют. С родителями не всегда складываются доверительные отношения. В школах вообще нет специального образования. Поэтому у подростков одна надежда – на Интернет. Одно время был бум китайских таблеток, что продаются на рынках, в Сети для прерывания беременности. Сколько казахстанских девушек делают аборты в домашних условиях
Девочки их покупали, пили. При использовании препаратов сомнительного производства возможны кровотечения, анафилактический шок. Однако на молодежных форумах о последствиях не пишут! Считаю, у подростков обязательно должен быть доступ к медицинским услугам, диагностике инфекций, передающихся половым путем. Важно предоставление адекватной и правильной информации, внедрение мероприятий, нацеленных на их обучение вопросам сохранения сексуального и репродуктивного здоровья. Если мы не сформируем культуру охраны здоровья в подростковом возрасте, то в зрелом ее не будет.
От презентованных в минувший вторник в Астане результатов опроса и состояния здоровья молодых казахстанцев 15–19 лет взрослые до сих пор в шоке! Подробности – в материале коллеги из столицы. А я лишь приведу несколько цифр.
Частота родов у девочек-подростков – 28,1 на 1 000 соответствующего населения, это в 6 раз выше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развитии (Бельгия, Великобритания и другие). Ежегодно в среднем 4–5 девушек из 1 000 в возрасте от 15 до 18 лет делают аборт. Гинекологическая патология выявлена у 1 466 девочек из 100 тысяч осмотренных, более половины из них имеют серьезные проблемы репродуктивной системы.
В связи с этим Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) оказывает техническую помощь отечественному минздраву в совершенствовании услуг молодежных центров здоровья, созданных на базе поликлиник. Как я узнала, по Казахстану работают десятки таких центров. В Алматы – 8, один из них открыт в студенческой поликлинике. Все центры предоставляют услуги подросткам бесплатно и конфиденциально. Но знают ли они о их существовании?
Среди опрошенных молодых людей, вступивших в половые контакты, 15 процентов отметили наличие симптомов инфекций, передающихся половым путем. Из них 62,2 процента не обращались за медицинской помощью по следующим причинам: 27 процентов респондентов – из-за отсутствия конфиденциальности, 26 процентов – от стеснения, 24 процента – из-за страха утечки конфиденциальной информации, 21 процент – из-за отсутствия денег на осмотр и лечение.
Со временем услуги в молодежных центрах здоровья будут комплексными. Кроме охраны репродуктивного здоровья здесь будут предоставлять медико-психологическую, социальную, юридическую поддержку молодым людям, попавшим в трудную ситуацию, в том числе жертвам сексуального насилия. Также фонд инициировал нравственно-половое образование учащихся колледжей в возрасте 15–19 лет для формирования жизненных навыков и безопасного поведения.
Возможно, кто-то скажет, что проблема преувеличена.
– В начале 90-х годов я работала в стационаре, был экономически сложный период, разруха, отсюда и много криминальных абортов, – продолжает Мира Сауранбаева. – Девушек, женщин регулярно привозила “скорая” с тяжелыми кровотечениями после криминальных абортов. Часто, чтобы спасти пациентку, приходилось удалять матку. К сожалению, до сих пор имеют место аборты, которые проводятся вне клиники, с применением незарегистрированных препаратов. Поэтому сейчас мы говорим о том, чтобы с подростками работали и не доводили ситуацию до появления нежелательной беременности. Как бы медицина ни шагнула вперед, любой аборт влияет на организм! Девушки должны понимать, что он уже настроился на беременность, начались гормональные изменения. А в случае ее прерывания данный процесс разрушается.
Это сложно физически, психологически. Возможны разные осложнения и последствия, все очень индивидуально. Не может быть аборт стопроцентно безопасным, как преподносят в Интернете!