Стартовала вторая ступень программы “Электронное правительство”, рассчитанной до 2010 года. Теперь многие услуги госорганов гражданам будут оказываться в интерактивном формате. Нас уверяют, что достаточно будет послать сообщение с мобильного телефона на wap-портал какого-либо учреждения, как твоя просьба будет немедленно принята к сведению. Основания для оптимизма у агентства, несомненно, есть: сотовыми телефонами, по некоторым подсчетам, в стране пользуются 11 миллионов человек.
Что это дает? В медицинских учреждениях отпадет необходимость копаться в громоздких картотеках, а врачи избавятся от писанины. На смену бумажному формуляру придет электронная форма. В налоговых службах и адресных столах поубавится очередей, а штрафы и прочие платежи можно будет перечислять с платежной карточки через банкомат.
Впрочем, не все сразу. Впереди еще два этапа программы. Вот когда их пройдем, тогда электронные услуги станут “неотъемлемой частью деятельности нашего общества”.
Программа сменила статус – с “государственной” на “правительственную”. Члены Кабмина даже решились на эксперимент и впервые принимали решение об одобрении проекта путем электронного голосования. Министры в возрасте “до сорока” спокойно и уверенно справились с “заданием”. Их старшим коллегам пришлось повозиться с кнопками клавиатуры компьютера. На помощь пришел сам Премьер-Министр.
– Нужно всем голосовать, – давал он объяснения “старой гвардии”. – Вынуть карточку… Вынули? Теперь аккуратненько вставили. Получилось? Ставлю вопрос на голосование. То есть мы сейчас принимаем решение. Коллеги, “YES” – это значит “да”…
На реализацию второго этапа развития “электронного правительства” государство выделяет 16,5 миллиарда тенге. Уже сегодня во всех госорганах действует единая система электронного документооборота. “Цифровой подписью” пользуются около тысячи чиновников. На очереди – повсеместное внедрение электронной формы налоговой отчетности. В перспективе – разработка системы электронной таможни, оформления социальных индивидуальных кодов, выплаты пенсий и даже трудоустройства.
– Население потенциально способно получать услуги в центрах по обслуживанию населения, – живописал господин Есекеев перспективы развития программы. – В Восточном Казахстане акимат уже начал работать с операторами сотовой связи, для того чтобы заявление на имя акима принималось в электронном формате и ответ приходил гражданину на сотовый: “Вы в таком-то месте можете получить ответ на вашу заявку”.
Однако для реализации всех поставленных задач необходима соответствующая правовая база. Поэтому агентство просит принять дополнительно еще пять законопроектов в течение ближайших трех лет. И ужесточить персональную ответственность первых руководителей того или иного ведомства за реализацию программы.
Чтобы сделать “электронное правительство” доступным для народа, до конца года планируется создать свыше тысячи “пунктов общественного доступа”. Уже сегодня к сети Интернет подключено около четырехсот таких точек.
Алексей БАНЦИКИН, Астана